ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Полянская Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.13

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии картографии и геодезии, географический факультет, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Якупова Лилия Рафиковна — кандидат химических наук, доцент кафедры химии естественно-географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы», Уфа, Россия, E-mail: Lsh_2014@mail.ru

Полянская Ляйсан Ринатовна — аспирант кафедры педагогики и психологии,  ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы», Уфа, Россия, E-mail: kashapovaleisan@mail.ru

Салемгараева Лейсян Расимовна — студент географического факультета, профиля «Физическая география»,ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: salemgaraeva.1@mail.ru

Ахметшина Гузель Айратовна — студент естественно-географического факультета, профиля «Педагогическое образование химия и физика», ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы», Уфа, Россия, E-mail: aga.guzel456@gmail.com

Аннотация. В статье исследуется сравнительная характеристика уровня компетентности ученика традиционной системы обучения и уровня компетенции учащегося обучающегося в условиях развивающего обучения, которое соответствует современным требованиям нашего общества. Изучены общие проблемы, для любой системы образования в наше перестроечное время, которое волнует нас в первую очередь. Для того чтобы заняться поиском критериев выстраивания единой системы естественных дисциплин, выделены в историческом аспекте четыре стадии изучения Природы и приведена их краткая характеристика с раскрытием общих тем и положений. Что касается развития систем любого уровня сложности, в статье рассмотрены  два этапа: эволюционный или скачкообразный, который не меняет  систему и скачок, выводящий ее из прежнего состояния в новое качественное состояние с более высоким, чем прежде уровнем упорядоченности. Так же   очень кратко рассмотрели основную суть процесса разворачивания накопившихся представлений о естествознании. Была сформулирована цель работы, которая позволила разобраться с генетической клеточкой реального мира и на её базе выстроить генетическую гипотетическую развивающуюся иерархическую единую систему учебных дисциплин, отражаемых реальный мир и познаваемых в будущем учащимися.  Выделены и раскрыты наиболее важные пути решения проблемы, которым является процесс организации педагогом деятельности обучающегося по установлению отношения его с реальным миром, направленным на перевод материального в идеальный план, план его сознания и наоборот, идеального плана, то есть его сознания в план материальный.

Ключевые слова: природа, естествознание, компетентность учащегося, наука, система обучения.

 

Литература:

  1. Аникеева О.А., Сизикова В.В., Фомина С.Н. Тенденции развития социально-педагогического образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. – 2017. – №3 (12). – C. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30797575
  2. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. – № 61-4. – С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809616
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  4. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006. – 218 с.
  5. Богачик Е. В. Межпредметные связи, их виды и способы реализации в учебных заведениях СПО // Экономика и социум. – 2015. – № 5-2 (18). – С. 393-400. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25457798
  6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  7. Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии // Материалы III Международной научной конференции – Санкт-Петербург: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 268, – 2013. – С. 72-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25529356
  8. Габриелян О.С. Теория и методика обучения химии: Учебник для вузов / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, В.Г. Краснова и др.; Под ред. О.С. Габриелян. Москва: Академия, 2009. – 384 с.
  9. Гессен, С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-Пресс, 2015. — 448 c.
  10. Гончаренко Ю.А. Школьный технопарк – одно из средств организации исследовательской деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 107–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989274
  11. Григорьев Д.В. Детско-взрослые общности и образовательные производства // Социальная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 20–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18028076
  12. Евдокимов Ю.К., Салахова А.Ш., Кирсанов А.Ю. Дистанционные и виртуальные технологии в профильном обучении // Народное образование. – 2010. – № 8 (1401). – С. 157–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18028076
  13. Евсеев В.О. Жизненное пространство как фактор формирования национального менталитета // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2010. — № 7. — С. 12-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16523821
  14. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2003. — 264 с.
  15. Ивошина Т.Г., Шварева Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 945-950.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17241519
  16. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 348 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20107227
  17. Кривко Я.П. Проблема качества обучения в советской школе конца 70-х – начала 80-х годов XX столетия //  ЦИТИСЭ. — 2019. —  № 4. — С. 431 — 436. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.39
  18. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Изд-во Юрайт, 2014. — 512 с.
  19. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19033404
  20. Шабанов А.Г. Организация социально-педагогической деятельности в молодежной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 56–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36766059

 

Библиографическая ссылка: 

Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Полянская Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А. Характеристика компетентности школьников, выявляющая проблемы, требующие незамедлительного решения // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.135-149. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.13