ISSN 2409-7616

Старовойтова Л.И., Аришина Э.С., Хамзина Д.Р.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.15

Старовойтова Лариса Ивановна — доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия, SPIN-код: 3221-4813, ORCID ID: 0000-0001-8660-4101, E-mail: starovojtova@list.ru

Аришина Элина Сергеевна  — кандидат педагогических наук, доцент кафедры металлургии и стандартизации филиала в г. Белорецке, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия, SPIN-код: 4319-0747, ORCID ID: 0000-0001-7995-3792, E-mail: arishina-elina@mail.ru

Хамзина Диля Рашидовна — кандидат экономических наук, доцент, директор филиала в г. Белорецке, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» », Магнитогорск, Россия, SPIN-код: 5052-9647, ORCID ID: 0000-0002-6185-2405, E-mail: bel-mgtu@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу ведения дисциплин психолого-педагогического и гуманитарного цикла в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Особое внимание уделяется сравнительному анализу компетенций формируемых в процессе реализации программ профессиональной подготовки по направлениям: 39.03.02 «Социальная работа», 22.03.02 «Металлургия», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 44.03.01 «Педагогическое образование». На примере проведенной опытно-экспериментальной работы авторы описывают общекультурные и общепрофессиональные компетенции, формируемые на практических занятиях дисциплин: «Введение в профессию», «Теория и практика социального взаимодействия», «Психология деловых отношений», «Этические основы социальной работы», «Этика и культура профессиональной деятельности», «Социология», «Культурология», «Психология и педагогика», «Личностно-профессиональное саморазвитие» и «Технология командообразования и саморазвития», «Психология», «Педагогика», «Продвижение научной продукции», а также в процессе реализации программы профессионального развития «Воспитание профессионала». Суть формирования ценностного отношения студентов университета к профессиональной деятельности состоит в актуализации личностного и деятельностного уровней готовности к профессии будущего выпускника. Рассмотрены требования, предъявляемые ФГОС ВО к профессиональной готовности выпускника вуза, и их реализация при формировании ценностного отношения студентов университета к профессиональной деятельности, в процессе ведения цикла гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин; определены сущность и структурное содержание ценностного отношения студентов университета к профессиональной деятельности; раскрыты особенности ведения опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в социальном, педагогическом и техническом университетах, ведущих профессиональную подготовку бакалавров, специалистов и магистрантов.

Ключевые слова: ценностное отношение, профессиональная деятельность, готовность к профессии, деятельность, компетенция, профессионально-личностное развитие студента, социальный университет, педагогический университет, технический университет, высшее профессиональное образование.

 

Литература:

  1. Антропова А.Ю. Ценности профессиональной культуры как одна из основных характеристик подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: матер. Всероссийской научно-практической конференции. – Шадринск: Изд-во «Прогресс», 2008. –С. 24-27.
  2. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-4. — С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809616
  3. Важенина С.С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Важенина Светлана Станиславовна. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.- 2016. — 185 с.
  4. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Alma-Mater (Вестник высшей школы). – 2010. – № 2. – С. 30-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13094428
  5. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5. — № 1 / под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. — М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. – 152-164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  6. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект: монография. – Магнитогорск: МГТУ, 2009. – 102 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20095472
  7. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  8. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Изучение потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях глобализирующегося образовательного пространства // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 2(19).- С. 48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506018
  9. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Социальная модель непрерывного профессионального социального образования. — М.: Изд-во РГСУ, 2009. — 144 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22329246
  10. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов социальной работы в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО) третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2013. — № 1. — С. 22-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24100435
  11. Трубникова Н.И., Профессиональное самоопределение, как показатель эффективности вузовского образования // Психология обучения. — 2009. — № 2. — С. 79-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12195417
  12. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: материалы круглого стола с международным участием / под общей ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. – М.: Перспектива,   — С. 79-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32813312
  13. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. — — № 3 (7). — С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26398867
  14. Филонова Л.Н. Некоторые пути решения проблемы профессионального самоопределения студентов ВУЗа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. — 2007. — № 26 (98). — С. 84-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12958435
  15. Фомина С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования / Российский государственный социальный университет. Москва, 2015. – 385 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24201483
  16. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 3 (148). — С. 42-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36499780
  17. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). — М.: ИС РАН, 2012. — 331 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18266103
  18. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 3 / под ред. C.Я. Батышева. – М.: АПО, 2011. – 488 с.
  19. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — 2019. – № 3 (20). — С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135347
  20. Sizikova V.V., Anikeeva O.A., Galkina T.E., Mardakhaev L.V., Starovojtova L.I., Makarov V.E. Experimental study of the possibilities of professional activity standardization in the social work. Russian experience // Biosciences Biotechnology Research Asia. — 2015. — Т. 12. — № 1. — С. 895-901. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23364609

 

Библиографическая ссылка: 

Старовойтова Л.И., Аишина Э.С., Хамзина Д.Р. Формирование ценностного отношения студентов социального, педагогического и технического университетов к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.160-169. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.15