ISSN 2409-7616

Кизима А.А., Воленко О.И. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.20

Кизима Алла Анатольевна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка №2, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России), Москва, Россия, Е-mail: alla-kizima@yandex.ru

Воленко Ольга Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, Spin-код: 4689-9412, Е-mail: docenza@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся ранней языковой профессионализации студентов университета. Проанализировав и обобщив результаты многолетних теоретических исследований и существующего практического опыта, автор обосновывает необходимость организации профессиональной языковой пропедевтики – комплексного курса, обеспечивающего введение в язык профессии, описывает его структуру и формируемые в процессе обучения профессионально значимые компетенции. В результате проведенного исследования, автор приходит к следующему заключению, касающегося организации профессиональной языковой пропедевтики в современном вузе: все выявленные дидактические и методические составляющие (наличие учебного профессионального языкового дискурса; опора на междисциплинарные связи; содержательная часть; коммуникативная направленность; понимание того, какие профессионально значимые компетенции формируются в процессе ПЯП; готовность преподавателей и студентов к ПЯП; релевантность для формирования профессиональной идентичности студентов, др.), в своей органичной совокупности, создают условия, и предпосылки для формирования на достаточно качественном уровне учебного профессионального языкового дискурса, в рамках которого осуществляется профессиональная языковая пропедевтика экономистов-международников. Кроме обозначенного, автор отмечает, что компетенции, формируемые на этапе ранней языковой пропедевтики в ходе поаспектного изучения иностранного языка, закладывают достаточно прочную основу для основной языковой профессионализации на старших курсах вузовского обучения.

Ключевые слова: профессиональная языковая пропедевтика, профессиональная языковая подготовка, компетенции, содержание, профессиональная идентичность.

 

Литература:

  1. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. — 2017. — № 38. – С. 152-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30058822
  2. Варламова Е.Ю. Организация внеаудиторной работы бакалавров в процессе иноязычной профессиональной подготовки на основе этнокультурного подхода // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2017. — № 16 (3). – С. 175-182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30745338
  3. Воевода Е.В., Воленко О.И. Совершенствование системы профессиональной языковой подготовки специалистов международного профиля // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 6 (67). — С. 204-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32235175
  4. Воевода Е.В., Кизима А.А. Введение в профессиональный дискурс и проблемы ранней языковой профессионализации // Языковой дискурс в социальной практике: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.А. Комина. – Тверь: Тверской государственный университет, 2012. — С. 34-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21777533
  5. Воленко О.И., Жилина Л.В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки специалиста-международника: личностно-ориентированный подход // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 3 (70). — С. 227-229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330347
  6. Гринева М.В. К вопросу о формировании учебного профессионального языкового дискурса экономистов — международников средствами домашнего чтения // Человеческий капитал. — 2017. — № 9 (105). — С. 42-47. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=30026013
  7. Дубив Н.А., Нелаева Г.А., Соловьева И.В. Обучение учителей второго иностранного языка: немецкий как первый второй иностранный // ЦИТИСЭ. – 2019. — № 1(18). — С. 7. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37292580
  8. Думина Е.В. Развитие ранней профессионализации в обучении иностранному языку современного юриста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. — № 2 (796). — С. 102-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35246462
  9. Егорычев А.М., Молдабекова С.К., Кретинин А.С. Билингвизм в контексте социальной педагогики // ЦИТИСЭ. – 2019. — № 3 (20). — С. 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135343
  10. Кабанкова Е.Н. Алгоритм реализации дидактических условий формирования познавательной самостоятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка // ЦИТИСЭ. – 2019. — № 1(18). — С. 23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37292596
  11. Кизима А.А. Организационно-педагогические условия профессиональной языковой пропедевтики экономистов-международников в высшей школе: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2019. — 201 с.
  12. Малюга Е.Н. Профессионально ориентированное обучение студентов нелингвистических вузов в дистанционном формате // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 196-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15632146
  13. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. –2017. — № 2 (11). — С. 15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461691
  14. Мардахаев, Л.В., Варламова, Е.Ю. Лингвокультурная личность будущего педагога как социально-образовательный феномен // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — № 1. – С. 82-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35235235
  15. Нехаева О.Г., Борисова А.А. Деловые игры как способ развития negotiating skills на английском языке // ЦИТИСЭ. – 2019. — № 2 (19). — С. 38. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506008
  16. Образовательный стандарт высшего образования МГИМО МИД России. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА. Квалификация БАКАЛАВР. Москва, 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/380301_sos-economy-bachelor.pdf  (дата обращения: 13.03.2020).
  17. Павлова А.Н. Ранняя языковая профессионализация экономистов-международников (на примере итальянского языка): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2019. — 188 с.
  18. Поспелова Ю.П. Использование инновационных техник и технологий в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка // ЦИТИСЭ. – 2018. — № 4 (17). — С. 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709986
  19. Северова Н.Ю. Цифровое обучение как инструмент обеспечения профессиональной направленности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: сборник статей. — М., 2018. — С. 271-278.
  20. Mardakhaev L.V. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment / V. Mardakhaev, A.M. Egorychev, D.M. Mallaev, E.Yu. Varlamova, E.A. Kostina // Science for Education Today. – 2019. – No. 2. – Pp. 23–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.02

 

Библиографическая ссылка: 

Кизима А.А., Воленко О.И. Организация профессиональной языковой пропедевтики в вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.217-224. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.20