ISSN 2409-7616

Воевода Е.В., Мутаф Г.Н.

ОБУЧЕНИЕ ГАГАУЗСКОМУ ЯЗЫКУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.21

Воевода Елена Владимировна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России), Москва, Россия, E-mail: elenavoevoda@yandex.ru

Мутаф Галина Николаевна — аспирант кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России, и.о. зав. кафедрой гагаузской филологии и истории, Комратский государственный университет, Комрат, Республика Молдова, E-mail: galinamutaf@mail.ru

Аннотация. В статье представлен исторический обзор организации обучения гагаузов Республики Молдова родному языку с начала XIX века до наших дней и языковой подготовки учительских кадров. Авторы рассматривают проблемы, которые возникают при создании и введении в повседневный обиход кириллического и латинского алфавитов гагаузского языка, создании словарей, подготовки педагогических кадров для работы в национальных школах Гагаузии. В связи со снижением интереса молодого поколения к изучению гагаузского языка и его употреблению, авторы анализирует мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на степень распространённости и социальной востребованности гагаузского языка в современном социокультурном пространстве. Авторы также отмечают, что среди факторов, снижающих мотивацию школьников к изучению языка, учителя отмечают трудности в его освоении, вызванные не только лингвистическими факторами, но и перегруженностью программ, устаревшими учебными материалами, не способствующими формированию интереса к изучаемому языку. Всё это свидетельствует о необходимости разработки, на научно-практической основе, новых подходов к преподаванию гагаузского языка – отбору содержания и методик его изучения с учётом достижений современной лингводидактики; подготовки учителей гагаузского языка в рамках теории и методики профессионального образования.

Ключевые слова: гагауз, образование, грамотность, родной язык, письменность, кириллический алфавит, латинский алфавит.

 

Литература:

  1. Аникин Н.В. Проблемы этнической идентификации гагаузов Молдавии: дис. … канд. ист. наук: 07.00.07 / Никита Владимирович Аникин. – М., 2009. – 142 с.
  2. Булгар С.С., Константинова И.А. Гагаузские школы в Молдавской ССР в 1957-1961 гг.: история и документы. – Комрат: Н.-и. центр Гагаузии им. М.В. Маруневич, 2019. – 192 с.
  3. Варзарь А.М. Этногенез гагаузов по данным аутосомных ДНК маркеров // Журнал этнологии и культурологии. – 2008. – Т. IV. – С. 105-111.
  4. Губогло М.Н., Квилинкова Е.Н. Гагаузы. Коллективная монография. – М.: Наука, 2011. – 611 с.
  5. Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда // Этнографическое обозрение. – 1900. – № 1. – С. 1–89.
  6. Никогло Д.Е. Факторы, способствовавшие формированию положительного образа русских и Российской империи у гагаузов в период 1812-1918 гг. // Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 25-ой годовщине Комратского государственного университета (4 февраля 2016) // «Наука, образование, культура». Том II. Лингвистика. История и культура / Под общ. ред. Л. В. Федотовой. – Комрат, 2016. – С. 483-486.
  7. Остапенко Л.В. Особенности формирования и развития гагаузской интеллигенции (конец ХIХ – начало ХХI вв.) // Историческая этнология. – 2018. – Том 3. – № 1. – С. 90-112.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36399955
  8. Танасович М.Д., Пономарева А.М. Сохранение и развитие гагаузской культуры в учебной и воспитательной работе Комратского педагогического колледжа им. Михаила Чакира // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-й годовщине Комратского государственного университета (4 февраля 2016.). Т. 2. Лингвистика, история, культура / Под общ. ред. Л.В. Федотовой. – Комрат, 2016. – С. 525-528.
  9. Ткач Л.Т. Реализация просветительских идей М. М. Чакира в поликультурном содержании современного педагогического образования // Материалы VI Международных Общеобразовательных Чакировских чтений / ред. группа: П.М. Пашалы [и др.]. – Комрат: «Primex Com», 2014. – С. 21-29.
  10. Fang T. T. How to Maintain a Minority Language through Education // Chinese Studies. – 2017. – №. 6. – P. 1-11. DOI: https://doi.org/10.4236/chnstd.2017.61001
  11. Kushniarevich A., Utevska O., Chuhryaeva M., Agdzhoyan A., Dibirova Kh. Genetic Heritage of the Balto-Slavic Speaking Populations: A Synthesis of Autosomal, Mitochondrial and Y-Chromosomal Data // PloS One. – 2015. – Vol. 10. – Issue 9. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0135820
  12. Ochoa G. G., McDonald S., Monk N. Embedding Cultural Literacy in Higher Education: a new approach // Intercultural Education. – 2016. – Vol. 27. – №. 6. – 546–559.  DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14675986.2016.1241551

 

Библиографическая ссылка: 

Воевода Е.В., Мутаф Г.Н.  Обучение гагаузскому языку: история и современность // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.225-233. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.21