ISSN 2409-7616

Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р.

ГРУППИРОВКА ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.11

 Виноградов Владислав Львович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3354-5987,  ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8632-5612, E-mail: vinogradov.ksu@yandex.ru

Талышева Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код:1236-0391, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6678-9225, E-mail: ira.talysheva@mail.ru

Пегова Хэнэ Раилевна — ассистент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3860-7936, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3088-2986, E-mail: barieva.khene@yandex.ru

Аннотация. Факторы эффективности работы учителя, как и исследования, посвященных их выявлению и анализу, достаточно широко представлены в педагогической литературе. Вместе с тем, в ситуации выбора организационной политики, направленной на повышение качества образования, органы управления нередко сталкиваются с затруднением, связанным с необходимостью выбора из множества факторов некоторое их число. На основании чего целесообразно делать этот выбор и как гарантировать его результативность? Ответу на эти вопросы посвящена настоящая статья. Предметом исследования явились факторы успешности педагогической деятельности, а цель исследования заключалась в выявлении некоторой группы специфических факторов эффективности учительского труда, а также определение их необходимого и достаточного числа для конкретной образовательной организации и потенциально управляемых средствами организационного взаимодействия. Эффективность профессиональной деятельности учителя определялась на основании достижений его учеников, имеющих приоритетное значение в формализованной системе оценки результативности труда. Соответственно, при определении методов оценки данного показателя мы взяли за основу показатели эффективности образования, действующие в муниципальной системе образования, и относящиеся к оценке эффективности педагогического коллектива школы. Обобщение и статистический анализ результатов, полученных для всей выборочной совокупности, показал наличие корреляции между эффективностью учительского труда и значительным числом проверяемых условий.   

Ключевые слова: учительский коллектив, педагогическая профессия, эффективность работы учителя, факторы эффективности, группировка факторов.

 

Литература:

  1. Адольф В.А.Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения Профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2015. — №1 (31). — С.5-11.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23099029
  2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта к стратегии достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2012. — № 4 (22). — С.57-61. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18783814
  3. Берталанфи Л. Общая теория систем — Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. — М.: Прогресс, 1969. — С. 23-82.
  4. Бочарова Е.Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. — 2017. — № 3 (23) — C. 253-260. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29953175
  5. Вишневецкая Г.В.К вопросу о профессиональной компетенции педагога в условиях введения «Профессионального стандарта педагога»//Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 1(2). — С. 135-136.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24931902
  6. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей// Terra Economicus. — 2017. — № 2. — С.122 — 138.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29455389
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  8. Кожевникова М. Н. Концепт «Роста-развития» у Дьюи как метод и результат (рус.) // Философия образования. — 2013. — № 5. — С. 127-136. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21088828
  9. Красильников В.В., Маслова Т.Ф., Тоискин В.С., Тронина Л.А., Тюренкова С.А., Цвирко Н.И., Шумакова А.В.Технология сопровождения профессионального развития педагогов в образовательных организациях разных типов на этапе внедрения Профессионального стандарта педагога. — Ставрополь: Изд-во СГПУ, 2016. — 142с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42546582
  10. Купоросов П. А. Чем управляем? Результаты исследования социального капитала школы // Директор школы. — 2016. — № 8 (211). — С. 14-24.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26697300
  11. Латур Б. Политика природы / пер. с фр. Д. Я. Калугина // Неприкосновенный запас. — 2006. — № 2 (46). — С. 11-29.
  12. Ленков С.Л., Зиньковский А.К., Антоновский А.В. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности работы учителя // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2011. — № 1. — С.23-36. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17018303
  13. Лысенко Ю.Н. Организационно-психологические факторы профессиональной эффективности преподавателя // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2 (18). — C.108-112.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18360201
  14. Матюшкина М.Д. Маркеры результативности и эффективности школы //Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — № 3. — С. 67-74.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35431817
  15. Никитин В.Я.Профессиональная компетентность и культура педагога в условиях перехода системы профессионального педагогического образования на новые стандарты //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 5. — С.53-63. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823419
  16. Овсиевская И.Н.Развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом требований Профессионального стандарта «Педагог» // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 4 (24). — С.158-163.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27536953
  17. Поваренков Ю.П., Слепко Ю. Н. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса //Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — С. 235-241. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21747043
  18. Семендяева В.И. Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность образовательного процесса // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 8 (13). — С.21-24. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27155889
  19. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография. — М.: Логос, 2013. — 364 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21012366
  20. Симонова Г.И., Утемов В.В. Оценка качества трудовой деятельности учителей Кировской области //Ярославский педагогический вестник. – 2019. — № 2 (107). — С.36 — 44.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38196039
  21. Склюева О.И.Perpetuum mobile, или социальный капитал как ресурс изменений сельской школы// Директор школы. — 2016. — № 9 (212). — С. 17-22.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27533824
  22. Собкин В.С.¸ Фомиченко А.С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций) // Человек и образование. — 2017. — № 4 (53). — С.176-183. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32607113
  23. Солобутина М.М., Шишова Е.О. Взаимосвязь антиципационных способностей учителей и факторов эффективности педагогической деятельности //Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — № 20. — C. 444-451.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22483785
  24. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Модели оценки эффективности работы педагогов, используемые в зарубежных странах // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 3 (39). — С. 489-499. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545623
  25. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С.180-195. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35618161
  26. Черномор Г.В., Суняйкина Т.В. Кадровый потенциал сельских школ: некоторые мотивационные аспекты (на примере Крымского района Краснодарского края) //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S2. – С.168-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27808820
  27. Шабанова Ю.В. Проблема социальной эффективности образовательного учреждения в современных условиях //Актуальные проблемы психологического знания. — 2010. — № 4 (17). — С.89-93. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16328705
  28. Шайхразиева Ф. Р., Афлятунова Г. Ш.Моделирование профессионального развития педагога (в условия внедрения нового Профессионального стандарта педагога) // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. — 2018. — № 1(4). — С.12-15. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32544830
  29. Шарина Д.А. Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований Профессионального стандарта педагога//Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2015. — № 1. — С.39-42. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26370564
  30. Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Волкова О.В. Готовность педагога к реализации трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта. // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51-5. — С. 472-480. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25673454
  31. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? — М.: Просвещение, 2014. — 175 с.
  32. Ястребова Г.А., Цветкова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. — № Т25. — С. 26-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23331096

 

Библиографическая ссылка:

Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р. Группировка факторов эффективности работы учителя // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.113-122. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.11