ISSN 2409-7616

Соломатин Е.В., Мацакова В.М.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ КАК ЦЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04

Соломатин Евгений Вячеславович,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия. E-mail: solomatin.evgeniy@mail.ru

Мацакова Виктория Михайловна, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: bvm84@mail.ru

Аннотация. В современных условиях, реформирования Вооружённых Сил России, становится особенно актуальной проблема подготовки офицеров, способных на высоком профессиональном уровне эффективно решать задачи в сложных боевых условиях. Такая подготовка подразумевает не только высокую профессиональную компетентность российских офицеров вообще, но и, в частности, прогностическую компетенцию, имеющую важную функцию в принятии грамотных и обоснованных решений в сложных и непредсказуемых ситуациях военных действий. В настоящем исследовании представлен анализ профессиональной компетентности российского офицера с различных позиций, в частности, с аксиологической точки зрения. Аксиологическая точка зрения, предполагает рассмотрение профессиональной компетентности российского офицера как значимой ценности военно-профессионального образования. Исследование показало, что формирование прогностической компетенции у российского офицера, в рамках его профессиональной подготовки (в процессе его обучения, воспитания, развития и психологической подготовки), эффективно осуществляется лишь в том случае, если он проявляет личностную активность (мотивированность) во всех соответствующих видах организуемой для него деятельности, реализуя прогнозирующую функцию. Исследование также показало, что с целью более эффективного формирования прогностической компетенции у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации офицеров по основам психологической подготовки, достижения ими желаемого результата, необходимо учитывать: их психоэмоциональное состояние; мотивированность на профессиональное повышение; особенности их мыслительной деятельности. Весь учебный материал, предлагаемый слушателям, должен быть повышенной сложности, с использованием педагогами в процессе его реализации принципа проблемности обучения. В процессе эффективно организованной профессиональной подготовки у слушателей (офицеров) дополнительной профессиональной программы повышения квалификации офицеров по основам психологической подготовки, определяются и развиваются: мотивационно-ценностные установки, посредством присвоения ими характерных для деятельности смыслов и ценностей; происходит развитие профессиональных интересов и направленности. Всего того, что связано с повседневной деятельностью российского офицера в выполнении учебных и боевых задач (оказывает воздействие на принятие необходимых решений в различных ситуациях боевых действий).

Ключевые слова: компетентность, ценность, военно-профессиональное образование, военно-профессиональная деятельность, квалификационные требования.

 

Литература:

  1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алехин Игорь Алексеевич. Москва, 2004. — 636 с.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16034165
  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. — С. 3–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9573587
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Институт профессионального образования РАО, 1995. — 336 с.
  4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). — М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  5. Доломанюк Л.В. Формирование военно-профессиональной компетенции будущих офицеров: дис…. канд. пед. наук: 13.00.08 / Доломанюк Леонид Владимирович. — Казань, 2011. — 186 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19263697
  6. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Реализации компетенций в системе высшего педагогического образования: возможность использования смыслов и ценностей российской культуры // Вестник экономической интеграции. — 2014. — № 3 (72). — С. 97-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21752659
  7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9570534
  8. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984). — Новосибирск: НВВПУ, 1991. — 261 с.
  9. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / под ред. А.В. Великановой. — Самара: Профи, 2001. — 115 с.
  10. Коноплев В.К. Научное предвидение в военном деле. — М.: Воениздат, 1974. — 198 с.
  11. Левин Е.М. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности // Диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Левин Евгений Михайлович. Чита: Забайкальский государственный гуманитар.-пед. университет им. Н.Г. Чернышевского, 2011 — 241 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19265726
  12. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.М. Сурков. – М., 1980. – 279 с.
  13. Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Соломатин Е.В. Развитие системы военно-педагогического образования в вооруженных силах российской федерации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5(22). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327444
  14. Лопуха А.Д. Реформирование системы военного образования России: есть ли свет в конце тоннеля? // ЦИТИСЭ. – 2016. — № 1 (5). — С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871199
  15. Михайлов Ю.Б., Чуев Ю.В. Прогнозирование в военном деле. — М.: Воениздат, 1975. — 274 с.
  16. Мардахаев Л.В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 197-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  17. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  18. Разгонов В.Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям военной службы: механизмы формирования // Вестник Академии военных наук. — 2015. — № 3. — С. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27175658
  19. Регуш Л.А. Психология прогнозирования способность, ее развитие и диагностика. – Киев, 1997. – 88 с.
  20. Семейко Л.С. Предвидение командира в бою. — М.: Воениздат, 1966. — 234 с.
  21. Федосеева И.А., Зотов А.А.Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  22. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 71-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  23. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4(17). — С. 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709992
  24. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5(104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375

 

Библиографическая ссылка:

Соломатин Е.В., Мацакова В.М. Профессиональная компетентность российских офицеров как ценность управленческой деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.38-47. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04