ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.06

Мардахаев Лев Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 6449-0103, ORCID ID: 0000-0002-9654-9246, E-mail: mantissa-m@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности и содержания педагогического мастерства социального педагога и путей его совершенствования. Исследование строилось на основе личностно-деятельностного, компетентностного и системного подходов. Раскрываются понимание терминов «мастерство», «профессиональное мастерство», «педагогическое мастерство», «основы педагогического мас­терства». Выделены и охарактеризованы качественные характеристики педагогического мастерства социального педагога: уровень профессиональной подготовленности, а также развитость качеств личности по профессиональному назначе­нию. Раскрываются компоненты профессиональной подготовленности педагога: педагогическая направленность, теоретическая, технологическая и методическая подготовленность, а также развитость педагогической техники. Охарактеризованы внутренние и внешние профессионально-важные качества социального педагога. Учитывая, что искусство социального педагога реализуется преимущественно благодаря развитости его педагогических способностей, выделены и охарактеризованы наиболее важные педагогические способности такие, как гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, эмоциональные, социально-перцептивные, креативные, а также рефлексия – умение видеть себя глазами другого человека. Охарактеризованы понятия «мастер» и «талант» по отношению к педагогу.  Выделены и раскрыты наиболее важные пути повышения педагогического мастерства социального педагога, в том числе и ведущая роль в этом его самого в системе работы над собой.  

Ключевые слова: мастерство; профессиональное мастерство; педагогическое мастерство; педагогическая техника; педагогическая подготовленность; социальный педагог.

 

Литература:

  1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20134879
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключе­вые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 535 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: В 4-х т. – Т. 2. – 3-е, испр. и знач. доп. изд. / под ред. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.-М.: Издание Т-ва М.О. Вольф, 1905.
  4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава­теля: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 208 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19913693
  5. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2017. –236 с.
  6. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017. – 532 с.
  7. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2018. – 312 с.
  8. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразова­ния педагога: пособие / под ред. Ю.М. Забродина. – М.: Всеросс. научн.-практ. центр профориент. и психолог. поддержки населения, 1994. – 342 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35248270
  9. Корепанова М.В., Гончарова О.В., Лавринец И.А. Основы педаго­гического мастерства : учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 240 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20108540
  10. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики: учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. – 311с.
  11. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. / А. С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1988. –1986 c.
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30572685
  14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: основы профессиональ­ной деятельности социального педагога: учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов. – Москва: Директ-Медиа, 2019. – 332 с. DOI: 23681/496695
  15. Методика воспитательной работы / под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. – 333 с.
  16. Морева НА. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
  17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 23 изд., испр. / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: «Русский язык», 1981. – 816 с.
  18. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И. А. Зязюн. – М.: Просвещение, 1989. – 301 с.
  19. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: колл. моногр. / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  20. Учителю о педагогической технике / под ред. Л.И. Рувинский. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  21. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.: «Высшая школа», 1968. – 168 с.
  22. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 56 с.

 

Библиографическая ссылка:

Мардахаев Л.В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.58-70. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.06