ISSN 2409-7616

Ганина О.Г., Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.03

Ганина Ольга Григорьевна — старший преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0633-3012, E-mail: aljapkina_olja@mail.ru

Плащевая Елена Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской физики, Амурская государственная медицинская академия, Благовещенск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8189-0878, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5492-037X, E-mail:  elena-plashhevaja@rambler.ru

Иванчук Ольга Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики. Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия, РИНЦ SPIN-код: 4207-9363, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1614-7483, E-mail: olgaiva.2401@gmail.com

Аннотация. Как показывает анализ нормативной литературы и практики обучения будущих врачей клиническим дисциплинам, в качестве дидактических средств, используемых на этапах обучения и контроля, применяются задачи-ситуации, моделирующие профессиональную деятельность. Такие задачи — ситуации имеют ярко выраженное профессиональное содержание, их решение позволяет обучаемым применить теоретические знания, а преподавателям создать дополнительную мотивацию к изучению предметных знаний. Обобщая имеющийся опыт внедрения ситуационного подхода нами высказано предположение о необходимости и целесообразности применения данного подхода к обучению физике студентов медицинских вузов. Не смотря на колоссальный опыт внедрения ситуационного подхода в образовательных процесс, наличие множества определений понятия «ситуационная задача», в настоящее время не выявлены алгоритмы разработки таких задач — ситуаций по физике, не выявлены требования к их созданию (подбору, конструированию). Для решения данных проблем, авторами осуществлен анализ ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности врачей, с точки зрения психологической составляющей. Данный подход обусловлен необходимостью формирования у будущих врачей клинического мышления, что, несомненно, лежит в предметной области психологии. Установлено, что среди множества профессиональных ситуаций могут быть выделены ситуации кризиса, потребности, выбора, конфликта, борьбы, инноваций. Используя обобщенное содержание данных ситуаций, были сформулированы требования к ситуационным задачам, как средствам обучения физике будущих врачей. Разработанный дидактический материал в виде лабораторного практикума был внедрен в практику обучения физике студентов медицинских вузов. Для оценки эффективности разработанных дидактических средств были применены методы математической статистики, позволяющие подтвердить достоверность полученных результатов.

Ключевые слова: ситуационный подход, обучение физике студентов медицинских вузов, требование к дидактическим средствам обучения.

 

Литература:

  1. Буравкова А. Г. Ситуационные задачи как способ формирования клинического мышления врача // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(38). – Новосибирск: СибАК, 2014. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21283220
  2. Комаров В.Ф. Дифференциальная диагностика внутренних болезней: Монография. — М., 2003. — 237с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19522181
  3. Пальцев, М.А., Стечник А.М., Денисов И.Н. Актуальные вопросы клинической подготовки в медицинских вузах // Медицинская помощь. — 2002. —  №4. – С. 36-40. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22908118
  4. Андронов В. П., Аношкин Н. К. Психологические особенности клинического мышления студентов-медиков// Вестник МГУ. — 1993. — №1. — С. 42-45.
  5. Блинов В.М. Эффективность обучения. – М.: Педагогика, 1976. -191с.
  6. Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии. Ч.2: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2018 — 396с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24894669
  7. Комова С.Ю., Цветикова Л.Н. Реализация педагогических технологий как способ повышения мотивации в обучении взрослых // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXVI Международной научно-практической конференции. — Новосибирск, Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», — № 26. — С. 73-77. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20519219
  8. Новикова Т.В., Воробейчикова О.В. Модель компьютерного обучения врачей // Высшее образование в России. — 2010. — № 3. — С. 102-107. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13215782
  9. Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. — М., 1997. 794с.
  10. Гришунин С.И. Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 160 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20046530
  11. Fundamentos metodológicos de la formación de elementos de pensamiento clínico en estudiantes de una universidad médica mientras se enseña física // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores Año: VII, Número: 1, 1 de Septiembre al 31 de diciembre, 2019.
  12. Языкова Н. В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков: учебное пособие для студентов факультетов и институтов иностранных языков. — М.: Просвещение, 2012. — 240 с.
  13. Крысанова О. А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности // Вестник ТГПУ. 2010. №1. С. 23-28. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14308341
  14. Трифонова С.А. Психология социальных ситуаций: Учебное пособие. — Ярославль: Яросл. гос. унт., 2004. — 91 с.
  15. Eseryel D. Approaches to Evaluation of Training: Theory & Practice // Journal of Educational Technology & Society. — 2002. — Vol. 5, № 2. — P. 93–98.

 

Библиографическая ссылка:

Ганина О.Г., Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Ситуационный подход: дидактические средства обучения физике студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.27-37. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.03