ISSN 2409-7616

Овсянникова А.В., Бахирева А.А.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЛИНГА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.46

Овсянникова Анастасия Васильевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Рубцовского института (филиала), ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, Рубцовск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2734-2561, E-mail: suhova@rb.asu.ru

Бахирева Анна Алексеевна — аспирант, старший преподаватель кафедры экономики Рубцовского института (филиала), ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, Рубцовск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5354-3643, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8240-3943, E-mail: isakova@rb.asu.ru

Аннотация. Пивобезалкогольное производство в Алтайском крае является одной из динамично развивающихся отраслей. Благодаря широким кооперативным связям рост пивобезалкогольных компаний способствует одновременному развитию оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства, транспорта, селекции, производства тары и упаковки. Важна роль предприятий и в сфере формирования приемлемой структуры потребления алкогольных напитков, которая предполагает замещение потребления крепкого алкоголя менее крепкими напитками. В то же время отрасль испытывает существенные ограничения в связи с реализацией государственных программ по повышению продолжительности и качества жизни населения. Введенные ограничительные меры существенно сузили возможности роста компаний, повысили значимость таких инструментов оценки деловых решений, как маржинальный анализ, который позволяет выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск, который существенно возрастает, когда предприятие снижает объемы продаж и работает не на полную мощность. В статье на основе фактических данных предприятия, проведен маржинальный анализ и обоснованы  управленческие решения, касающиеся ассортимента продукции при неполной загрузке производственных мощностей. Принятие обоснованных управленческих решений является важным фактором повышения эффективности деятельности предприятий пивобезалкогольного сектора, имеющих многономенклатурное производство.

Ключевые слова: маржинальный анализ, пивобезалкогольное производство, безубыточность, запас финансовой прочности, операционный рычаг.

 

Литература:

  1. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография / Г.В. Савицкая. — Москва: ИНФРА-М, 2020.- 291с. DOI: org/10.12737/23374
  2. Бахирева А.А. Методика формирования учетно-аналитического обеспечения контроля и анализа бюджетов // Международный журнал естественных и гуманитарных наук. — 2016.- №1. – 156-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27372439
  3. Бодрова Е.Е. Организация управления промышленными предприятиями на базе системы контроллинга: монография / Е.Е. Бодрова. – Смоленск, 2011. – 148с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19964269
  4. Ворожбит Е.Г., Бахирева А.А. Использование маржинального анализа на предприятиях пивобезалкогольного производства // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2019. — №4. — C.14-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41445043
  5. Ворожбит Е.Г. Сокращенная себестоимость в системе учета затрат: монография / Е.Г. Ворожбит. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.- 120 с.
  6. Гареев Б.Р. Моделирование как метод бухгалтерского управленческого учета и контроллинга // Управленческий учет. – 2013. — №8. – C. 51-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20204562
  7. Кривецкая Т.П. Маржинальный метод бухгалтерского управленческого учета // Вестник АКСОР. – 2010. — №1(12). – C. 124-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15108128
  8. Омариева З.Х., Ибрагимова А.Х. Деление затрат на переменные и постоянные // Теория и практика современной науки. — 2016. — №4(10). – C. 563-566. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26187466
  9. Орлова Е.А., Шкилева С.С. Методы проведения управленческого анализа при формировании ассортиментной политики организации // Russian journal of management. – 2019. — №3.- 91-95. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41207688
  10. Пласкова Н.С., Прокофьева Е.В. Современные направления развития системы методов экономического анализа // Учет. Анализ. Аудит. – 2019. — №2. – C. 47-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37330952
  11. Покровский М.А. Маржинальный анализ оптимального плана производства промышленного предприятия // Контроллинг. – 2013. — №48. – C. 10-15с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20284369
  12. Романова А.Н. Маржинальный подход в принятии управленческих решений // Справочник экономиста. – 2009. — №9(75). – C. 21-28. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26462170
  13. Рыжова Л.И. Основополагающие направления развития учета и анализа затрат на предприятиях сельского хозяйства в условиях адаптации систем «Директ-костинг» и «CVP-анализ», практические аспекты их прогнозирования // Экономика и предпринимательство. – 2015. — №9-1(62). – C. 573-577. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=25741806
  14. Саранцева Е.Г. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2017. — №2. – С. 53-60. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29406969
  15. Смирнова Ю.В. Рентабельность маржинальной прибыли в системе маржинального анализа экономического субъекта // Аудитор. – 2013. — №10 (224). – С. 53-56. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20644718
  16. Стифеев А.А., Шеремет Е.В. Аналитические возможности CVP-анализа в оценке безубыточности // Региональный вестник. — 2018. — №6(15). — С. 41-42. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=36744452
  17. Слуцкин М.Л. Маржинальный анализ в контроллинге // Аудитор. – 2004. — № 6 (112). – С. 41-45. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17334112
  18. Фомина И.А., Воронцова А.М., Пирог А.И. Эффект операционного рычага в системе маржинального анализа // Экономика и управление. – 2011. — №3 (65). — С. 70-73. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=16225897
  19. Хамхоева Ф.Я. Концепция маржинального анализа в современных условиях // Евразийский юридический журнал. – 2018. — № 12 (127). – С. 472-473. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36826771
  20. Янданов Л.Ю. Методика маржинального анализа в системе бюджетирования // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. – 2007. — №5. – С. 156-160. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12329335
  21. Abdullahi S.R. Cost-volume-profit analysis as a management tool for decision making in small business enterprise within bayero university, Kano // Journal of business and management. – 2017. – Vol.19. Issue 2. — P. 40-45. DOI: 10.9790/487X-1902014045
  22. Emmanuel C. Accounting for management control. — London: Thomson Learning, 2001 — 465p.
  23. Hese H. Manufacturing. Capital Costs, Profits and Divisions // The Engineering Magazine.- 1903.- Vol. 26.
  24. Vorozhbit E.G., Vyskrebentseva A.S., Laskina M.V. The use of margin analysis for management decision-making in the baking industry // Revista ESPACIOS. —  — Vol. 40. — P. 13/
  25. Zimmerman J.L. Accounting for decision making and control. — New York: McGraw- Hill. – 2013.

 

Библиографическая ссылка:

Овсянникова А.В., Бахирева А.А. Маржинальный анализ как инструмент контроллинга промышленных предприятий // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 510-521. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.46