ISSN 2409-7616

Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л.

ПАРАДИГМА И КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.23

Ярославцева Наталья Васильевна — кандидат педагогических наук, директор, Новосибирский института мониторинга и развития образования, Новосибирск, Россия, SPIN-код 7313-2260, ORCID ID: 0000-0003-2105-4836, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Разгонов Виталий Леонидович — кандидат педагогических наук, начальник, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россияб SPIN-код: 9603-6380, E-mail: vlrazgonov@yandex.ru

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск,  Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. В статье делается попытка обосновать концепцию современного профессионального образования в период смены парадигмы российского образования. Воспитание рассматривается нами в русле социально-педагогической концепции, в рамках которой ведущим фактором являются господствующие социальные отношения, идеи и ценности. Наряду с этим перспективная концепция профессионального воспитания должна учитывать влияние на формирующуюся образовательную парадигму идей гуманистической педагогики. Особую роль в профессиональном воспитании играет среда. В современных условиях формирование воспитывающего образовательного коллектива связано с индивидуализацией воспитательных воздействий на становление личности будущего специалиста. Согласование интересов общества, государства и личности обеспечивается в профессиональном воспитании формированием профессионально-ориентированных идейно-ценностных основ. Авторы считают, что в качестве базовых методологических позиций в профессиональном воспитании, предпочтительны социально-педагогическая и личностно-ориентированная концепции воспитания. С этих позиций профессиональное воспитание в вузе определяется как специально организованный органами управления образованием, учебными заведениями, педагогическими работниками процесс целенаправленного изменения личности, способствующий профессиональному становлению специалиста на всем протяжении профессионального пути: от момента профессионального выбора и до окончания трудовой деятельности.

Ключевые слова: парадигма образования, парадигма воспитания, профессиональное воспитание, высшее образование.

 

Литература:

  1. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов (К философии поступка). – Киев: «Next», 1994. — 383 с.
  2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. — М.: Кнорус, 2016. — 512 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26803783
  3. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. — 2012. -№ 8 (52). — С. 167-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18726411
  4. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Реализации компетенций в системе высшего педагогического образования: возможность использования смыслов и ценностей российской культуры // Вестник экономической интеграции. — 2014. — № 3 (72). — С. 97-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21752659
  5. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 78-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25371630
  6. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. Академик. — М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22537901
  7. Липский И.А. Основные парадигмы воспитания // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 5. — С. 4–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17062068
  8. Луков В.А. Парадигмы воспитания // Гуманитарные науки: теория и методология. — 2005. — № 3. — С. 139–151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11031438
  9. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2012. — № 24. — С. 146-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17875316
  10. Мардахаев Л.В., Цуникова Т.Г. Методологические основы формирования социально-адаптивной составляющей профессиональной подготовки в высшей школе // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 2. — С. 31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24195001
  11. Матис В.И. Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 2. — С. 54–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13103820
  12. Мосолов В.А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XIX – XX вв.: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.06. — СПб., 2006. — 367 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15977103
  13. Ронжина Н.В. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. — Екатеринбург, 2015. — 35 с.
  14. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование – поиск новой парадигмы: монография. — М.: Волгоградский государственный педагогический университет, 1998. – 80 с.
  15. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика.- 2015. — № 1. — С. 71-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  16. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17, № 3 (148). — С. 42-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36499780
  17. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. — 2010. — № 6 (18). — С. 126-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24192425
  18. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — 2019. – № 3 (20). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135347

 

Библиографическая ссылка:

Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Парадигма и концепции профессионального воспитания в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 251-260. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.23