ISSN 2409-7616

Семеновских Т.В., Парунина Л.В., Багапова Н.В.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.21

Семеновских Татьяна Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, РИНЦ SPIN-код: 7300-3135, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6015-7497, E-mail: t.v.semenovskikh@utmn.ru

Парунина Любовь Владимировна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, РИНЦ SPIN-код: 9318-5403, E-mail: l.v.parunina@utmn.ru

Багапова Надежда Владимировна — старший преподаватель, Институт психологии и педагогики,Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, SPIN-код: 3417-8740, E-mail: n.v.bagapova@utmn.ru

Аннотация. В статье дается анализ организации инклюзивной образовательной среды в нескольких дошкольных учреждениях на основе оценочной карты. Раскрывается проблема интеграции инклюзии в массовые образовательные учреждения, привлекающая внимание не только представителей широкой общественности, педагогических сообществ, но и обычных родителей. С одной стороны, социум признает инклюзию для детей дошкольного возраста, но, с другой стороны, семьи с «особыми» детьми не готовы к этому процессу. Авторы статьи показывают противоречивую ситуацию, в которой, с одной стороны, родители ребенка с особыми образовательными потребностями открыты к сотрудничеству, а с другой стороны, родители обычных детей, выступающие против присутствия такого ребенка в группе. Взятый в социуме курс на интеграцию инклюзии в массовые образовательные учреждения соответствует социокультурной ситуации, но условия и модель реализации нуждаются в инжиниринге. Соответственно, проблема проектирования адекватной современным требованиям образовательной среды стоит сегодня, как никогда, актуально. Авторами описываются компоненты среды, приводится их характеристика и выделяются «реперные точки» для проектирования модели при соблюдении требований: открытости, многомерности и активного взаимодействия с социокультурной средой города и региона. Модель инклюзивной образовательной среды для дошкольников включает пять взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: предметно-пространственный, социально-субъектный, психологический, содержательно-методический и нормативно-правовой. Организация модели инклюзивной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает творческий подход и определенную гибкость, учет потребностей всех участников, их межличностное взаимодействие в образовательном процессе, построение инклюзивной культуры.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивная образовательная среда; проектирование; модель среды; многомерность инклюзии; компоненты инклюзивной среды.

 

Литература:

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т.21, № 1. – C. 136-145. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2016210112
  2. Антонова В.К. Концепты социальной инклюзии и эксклюзии в глобальном обществе: дрейф по социальным институтам, авторам и практикам // Журнал исследований социальной политики. – 2013. – Т.11, № 2. – С. 151-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21686146
  3. Ахметова Д.З. Кластерный подход к созданию инклюзивной образовательной среды в условиях муниципального образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – С.218-225. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30331908
  4. Белова Н.Ю. Основные принципы инклюзивного образования в процессе обучения дошкольников иностранному языку // Современное дошкольное образование. – 2019. – №22. – С. 20-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41870603
  5. Богинская Ю.В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (32). – С. 47-53.
  6. Вачков И.В. Форум, посвященный инклюзивному образованию // Клиническая и специальная психология. – 2015. – Т. 4, № 2. – С.128-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23644444
  7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новый вектор развития специальной (коррекционной) школы // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 3 (15). – С. 67-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22002598
  8. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: монография / Ю.В. Мельник, Н.А. Одинокова, А.А. Смирнова. – Новосибирск: Сибпринт, 2013. – 205 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28093821
  9. Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. – 2015. – № 9. – С. 10-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24880644
  10. Семеновских Т.В. Многомерность инклюзии // Историческая и социально-образовательная мысль.– 2016. – 8 (5). – Ч. 3. – С. 153-155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27652082
  11. Сунцова А.С. Теория и технологии инклюзивного образования. / А.С. Сунцова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 110 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27478102
  12. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 17-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21520096
  13. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 6. — C. 38-46. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2019240604
  14. Яковлева Н.Н. Яковлева Н.Н. Инклюзивное образование: социально-психологический аспект // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии, 2011. – 265 с.
  15. Ярская В.Н. Инклюзия как важный принцип социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 4. – С. 41-47. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20447035
  16. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. – 2015. – № 12. – С. 133-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25246568
  17. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда: монография / В.А. Ясвин. – М.: ИНИиМ РАО, 2010. – 332 с.
  18. AgbenyegaS., Klibthong S. Transforming Thai Preschool Teachers’ Knowledge on Inclusive Practice: A Collaborative Inquiry // Australian Journal of Teacher Education. – Vol. 40(40). – January. – 2015. DOI:http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2015v40n7.5
  19. Ashman A.F., Elkins J. Educating for inclusion and diversity. – Melbourne: Australia: Pearson Australia, 2015.
  20. Barton E.E., Smith B.J. Advancing High-Quality Preschool Inclusion. A Discussion and Recommendations for the Field // Topics in Early Childhood Special Education. – Vol. 1. – № 35. – 2015. – С. 69-78. DOI: https://doi.org/10.1177/0271121415583048
  21. Kaur H. Inclusive Education and Human Resource Development Global Perspectives and Trends. – Publisher: S.R Publishing Houseб – С.193-200. URL: https://www.researchgate.net/publication/308652341
  22. Klibthong S., Agbenvega J.S. Thai early childhood educators’ perspectives: Transforming inclusive teachers to move beyond religiosity. In P. Jones (Ed.), Bringing Insider Perspectives into Inclusive Teacher learning: Potentials and Challenges for Educational Professionals. – London: UK: Taylor & Francis, 2014. – С.121-132.

 

Библиографическая ссылка:

Семеновских Т.В., Парунина Л.В., Багапова Н.В. Структурный анализ и проектирование модели инклюзивной образовательной среды для дошкольников // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 226-239. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.21