ISSN 2409-7616

Семеновских Т.В., Кухтерина Г.В.

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34

Семеновских Татьяна Викторовна — доцент кафедры психологии и педагогики детства, кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, SPIN-код: 7300-3135, E-mail: t.v.semenovskikh@utmn.ru

Кухтерина Галина Владимировна — доцент кафедры психологии и педагогики детства, кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, SPIN-код: 1116-3688, E-mail: g.v.kukhterina@utmn.ru

Аннотация. В статье рассматривается феномен «смысложизненных ориентаций» с позиции аксиологического подхода, постулирующего внимание на общечеловеческих ценностях. Дается теоретическое обоснование структурно-функциональной модели и описывается апробирование программы по формированию смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности. В констатирующем эксперимента используются диагностические методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и «Шкала экзистенции» А Лэнгле и К. Орглер. Авторы предположили, что для формирования смысложизненных ориентаций необходимо опираться на пять основных аспектов, которые составляют суть изучаемого феномена. Среди этих аспектов выделяются: целеустремлённость как необходимое условие планирования своей жизни и воплощения задуманного; «разумный эгоизм», включающий в себя такие важные черты личности, как объективность по отношению к себе; рефлексия; воспитание лидерских качеств; стремление к совершенствованию, через восприятие своего прошлого опыта как позитивного и, интериоризация ценностей, прежде всего, духовных и морально-нравственных. Формирующий эксперимент проводился на основе структурно-функциональной модели, состоящей из четырёх взаимосвязанных блоков: целевого, формирующего, функционального и результативного. Для определения сформированности смысложизненных ориентаций, авторы придерживались трех критериев. Мотивационно-ценностный критерий – определяет наличие устойчивой внутренней потребности курсанта в освоении ценностей и поиске идеала, стремлении к самопознанию и самоопределению, «вписыванию» своей самости в окружающий мир и общество. Когнитивный критерий – определяет совокупность знаний и понятий, необходимых для эффективного осуществления процесса формирования смысложизненных ориентаций. Поведенческий критерий включает рефлексивность, осознание происходящего, умение импровизировать в контексте ситуации. По результатам контрольного эксперимента показатели по субшкалам смысложизненных ориентаций у курсантов, участвовавших в формирующем эксперименте повысились, что позволило признать программу эффективной.

Ключевые слова: курсанты; целеполагание; рефлексивность; смысложизненные ориентации; культурно-досуговая деятельность; экзистенция; cамотрансценденция.

 

Литература:

  1. Богачёва И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247–252.
  2. Гильдебранд Д. Этика. – СПб.: Алетейа, 2001. – 569 с.
  3. Евсеева Л. В. Обоснование необходимости гуманизации и гуманитаризации военного образования // Вестник Военного Университета. – 2010. – № 2 (22). – С. 31–35. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15186081
  4. Ивин А. А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высшая шк., 2006. – 390 с.
  5. Крепак А. С. Военно-педагогическая направленность профессиональной подготовки военнослужащих контрактной службы в условиях дополнительного профессионального образования // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1. – С. 92–99. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.09
  6. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. – 2009. – №1. – С. 141-170.
  7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: монография. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007. – 512 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57308
  8. Лопуха Т. Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2019. – 274 с.
  9. Мардахаев Л. В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  10. Мардахаев Л. В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела: военно-научный журнал. – 2014. – № 1. – С. 197-200. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  11. Осипов Ф. М. Ценностные ориентации воспитательной системы вуза // Человеческий капитал. – 2013. – №2 (50). – С. 38–40.
  12. Разгонов В. Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям военной службы: механизмы формирования // Вестник Академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27175658
  13. Суслов Д. В., Ярославцева Н. В., Евдокимов А. А. Инновирование военного образования: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1. – С. 135–146. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.13
  14. Федосеева И. А., Гуща Р. А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. 2018. – № 5 (104). – С. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  15. Франкл В. Воля к смыслу. – М., 2018. – 162 с.
  16. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
  17. Chan D. V. Orientations to happiness and subjective well-being among Chinese prospective and in-service teachers in Hong Kong // An international journal of experimental educational psychology. – 2009. – Iss. 2. – Vol. 29. – Р. 139–151.
  18. Peterson C. Orientations to happiness and life satisfaction: the full life versus the empty life // Journal of happiness studies. – 2005. – Iss. 1. – Vol. 6. – Р. 25–41.
  19. Steger M. F., Todd B. Kashdan. The Unbearable Lightness of Meaning: Well-Being and Unstable Meaning in Life // The Journal of Positive Psychology. – 2013. – Vol. 2. – № 2. – Р. 8. DOI: 1080/17439760.2013.771208
  20. Tal Ben-Shahar. Learn the Secrets to Daily Joy and Lasting Fulfillment. – 2007. – 162 p.
  21. Taylor R. The Meaning of Life. URL: http://faculty.smu.edu/jkazez/mol12/Taylor.pdf
  22. Längle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. – 2003. – Vol. 4. – №1. – Р. 135–151.

 

Библиографическая ссылка:

Семеновских Т.В., Кухтерина Г.В. Формирование смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 366-379. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34