ISSN 2409-7616

Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л., Ярославцева Н.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.16

Разгонов Виталий Леонидович — кандидат педагогических наук, начальник, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 9603-6380, E-mail: vlrazgonov@yandex.ru

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск,  Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Ярославцева Наталья Васильевна — кандидат педагогических наук, директор, Новосибирский института мониторинга и развития образования, Новосибирск,  Россия, SPIN-код 7313-2260, ORCID ID: 0000-0003-2105-4836, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается проблема негативного влияния отсутствия государственной идеологии на профессиональное воспитание специалистов в российской системе образования. Являясь своего рода программным обеспечением воспитания, идеология как система взглядов, отражающих интересы ведущих социальных, этнических и религиозных групп общества, вместе с соответствующими системами их ценностей нуждается в формальном закреплении на государственном уровне. Государственная идеология способна быть вектором, определяющим согласованное развитие институтов воспитания, входящих в жизнь новых поколений россиян. Нами формулируются сущность, содержание и особенности государственной идеологии как целостного феномена, являющегося идейной основой профессионального воспитания. В заключении своего исследования, авторы приходят к сущностной трактовке понятия «государственная идеология», раскрывая его как целостное явление, обладающее различными проявлениями, включающее государственную идеологию образования, которая находится одновременно в понятийном поле государственной образовательной политики и государственной идеологии. И как итог, авторы считают, что как идеологическое явление, государственная идеология в стране сегодня отсутствует. Это делает неэффективной и всю государственную политику, в которой отсутствует образ российского будущего.

Ключевые слова: идеология общества, идеология образования, государственная идеология, формирование идеологии.

 

Литература:

  1. Быстренко В.И., Ярославцев В.Г. Российская модель социального государства: основные черты и перспективы социально-экономического развития // ЦИТИСЭ. — 2019. – № 5 (22). – С. 110-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327436
  2. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. — 1998. — № 12. – С. 3-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26073073
  3. Григорьев С.И., Егорычев А.М., Патрушев В.И., Субетто А.И. О социологической диагностике кризиса в России // Социологические исследования. — 2010. — № 3 (311). — С. 122-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13963124
  4. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 11 (74). — С. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17266207
  5. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация: поиск социокультурных основанийв построении национальной системы образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 4. — С. 29-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23320039
  6. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века: монография. — М.: Книга и бизнес, 2004. — 552 с.
  7. Конституция Российской Федерации / Редактор: Е. Каляева. СПб.: Изд-во: Питер, 2013 – 64 с.
  8. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  9. Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: Социально-философский анализ: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11. Ростов-на-Дону, 2006. — 390 с.
  10. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2012. — № 2 (24). — С. 146-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17875316
  11. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Изд-во: Русский Остров, 2008. – 399 с.
  12. Полякова Е.С. Образование и идеологическая идентичность: особенности взаимодействия в российском обществе: автореф. дисс. на соиск. ученой ст. канд. филос. наук: специальность 09.00.11 – социальная философия. — Нижний Новгород. – 2013. – 24 с.
  13. Селиванов А.А. Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности: дисс. на соиск. ученой ст. канд. филос. наук: 09.00.11. — социальная философия. — Краснодар, 2013. — 129 с.
  14. Смирнова Е.В. Концепт идеологии в социально-философской мысли: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. — М.: 2016. — 21 с.
  15. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. – М.: Перспектива, 2018. — С. 79-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32813292
  16. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. — — № 3 (7). — С. 26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26398867
  17. Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч, 1996. – 271 с.
  18. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — – № 3 (20). — С. 28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135347

 

Библиографическая ссылка:

Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л., Ярославцева Н.В. Государственная идеология российского образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 173-181. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.16