ISSN 2409-7616

Порошин В.О.

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.02

Порошин Виталий Олегович — аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия, SPIN-код: 1134-0400, E-mail: tu134_vitalja@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования и влияния квазипрофессиональной среды на подготовку курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Сформулировано определение квазипрофессиональной среды, определены и описаны ее структурные компоненты. В рамках исследования было определено понятие полисубъектного управленческого взаимодействия и сформулированы профессиональные компетенции, владение которыми необходимо для его осуществления. Определено влияние отдельных структурных элементов квазипрофессиональной среды на эти профессиональные компетенции, а также методы осуществления этого влияния. Особое внимание уделено влиянию информационно-коммуникационных технологий как структурному элементу технологического компонента квазипрофессиональной среды. Были определены задачи, решаемые информационно-коммуникационными технологиями, их функции, а также этапы их реализации. Кроме того, отдельное внимание было уделено кейсам как механизму реализации квазипрофессиональной среды. В качестве объекта исследования была выбрана группа курсантов факультета подготовки штурманов филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (в г. Челябинске) в рамках исследования по формированию готовности курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Было отмечено, что на занятиях с курсантами проводились кратковременные упражнения по отработке различных умений, способствующих повышению качества владения сформулированными ранее профессиональными компетенциями. Эффективность влияния квазипрофессиональной среды на формирование готовности к полисубъектному управленческому взаимодействию была подтверждена в процессе опытно-экспериментальной работы результатами промежуточного контроля на основе анкетирования и саморефлексии курсантов. Автором сделан вывод о положительном влиянии квазипрофессиональной среды при реализации ее как условия подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.

Ключевые слова: квазипрофессиональная среда, полисубъектное управленческое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, метод кейсов, военное профессиональное образование, подготовка курсантов.

 

Литература:

  1. Вачков И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: дис. … д-ра психол. наук. М., 2002. – 374 с.
  2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  4. Епанешников В. В. Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы / В. В. Епанешников // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 4 (117). – С. 76–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26422280
  5. Ключников С. Ю. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. – М.: Беловодье, 2001. – 592 с.
  6. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России: дис. … д-ра пед. наук. Белгород, 2008. – 450 с.
  7. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза / Е. Е. Мерзон // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – Т. 2. – С. 170–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17290784
  8. Мухаметзянов И. Ш. Медико-психологические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе / И. Ш. Мухаметзянов // Педагогическая информатика. – 2011. – № 6. – С. 92–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17665228
  9. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 1(96). – С. 27–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20302286
  10. Новикова Л. И. Школа и среда / Л. И. Новикова. – М.: Изд-во «Знание», 1985. – 80 с.
  11. Передерий О. С. Специфика элементов квазипрофессиональной среды как условия подготовки курсантов к международному взаимодействию // Педагогический журнал. – 2019. – № 2(1) С. 281–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39243157
  12. Передерий О. С. Приёмы и средства активации квазипрофессиональной среды подготовки курсантов к международному взаимодействию // Наука XXI века: взгляд в будущее. – 2019. С. 546–551. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41198424
  13. Харланова Е. М. Полисубъектное управление педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов // Педагогическое образование в России. – 2011. – №5. – С. 212–217. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17275663

 

Библиографическая ссылка:

Порошин В.О. Квазипрофессиональная среда как условие подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 19-27. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.02