ISSN 2409-7616

Бажутин А.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.24

Бажутин Андрей Александрович — адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия, E-mail: bazhutin@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена описанию разработанной автором педагогической модели формирования научно-исследовательской компетентности курсантов военного института. Модель построена на принципе междисциплинарности и синхронности учебной и внеучебной научной деятельности. Описаны основные компоненты педагогического процесса модели, к которым относятся целевой, содержательный, операционно-деятельностный и контрольно-оценочный компонент. Особенностью внеучебной составляющей модели является военно-научное общество курсантов, в содержание работы которого входит специальный курс и формы обучения, активизирующие развитие научно-исследовательской компетентности. В качестве основных подходов в формировании структуры модели определены компетентностный, системный и деятельностный подходы. Обозначены основные функции компонентов педагогического процесса модели и их связи, формирующие целостную логическую систему, направленную на достижение поставленной педагогической цели.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, компоненты педагогического процесса модели, компетентностный подход, военно-научное общество курсантов, компоненты научно-исследовательской компетентности.

 

Литература:

  1. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. — М.: Наука, 1982. с. 26 — 46.
  2. Бажутин А.А. Параметральные характеристики и результаты диагностики научно-исследовательской компетентности курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. – 2019. — №4 (21). – С. 95-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385111
  3. Белая О.П. Инновационные модели образовательных систем в высшей школе России: современные тенденции // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – №6. – С. 64–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10435157
  4. Богомолов А.Н. Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к обучению подчиненных // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2018. — № 2. — С. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37105116
  5. Борзенков В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: 2003.
  6. Денисова А.Л. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса: монография / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, Е.С. Симбирских. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 236 с.
  7. Земцова В.И. Моделирование образовательных систем профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – №1. – С. 51–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9910696
  8. Иванов В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / В.Г. Иванов, Т.А. Иванова // Среднее профессиональное образование. – 2000. — № 12. – С. 44 – 46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23835327
  9. Кузнецов Р.А. Формирование военно-профессиональных качеств у курсантов Росгвардии в образовательном процессе военного института // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого – педагогические науки. – 2019. – № 3. (49) – С. 265–269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132071
  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: 1975.
  11. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики педагогических исследований. — М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  12. Новик И.Б. О моделировании сложных систем. — М.: Мысль, 1965.- 335 с.
  13. Погонышева Д.А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 22–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13046240
  14. Ушинский К.Д. Собрание сочинений — М.: – Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 429 с.
  15. Штофф В.А. Моделирование и философия. — М.Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  16. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). — М., 1993. — 52 с.
  17. Юдин Д.А. Организационно-педагогические условия формирования информационно-психологической устойчивости будущих офицеров России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3 (49). — С. 303-308. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132080

 

Библиографическая ссылка:

Бажутин А.А.Педагогическая модель формирования научно-исследовательской компетентности курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 261-268. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.24