ISSN 2409-7616

Адельмурзина И.Ф, Зарипова Л.А., Николаева Н.В., Фахретдинова Г.А.,  Хизбуллина Р.З.

КАРТЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ВИДЫ, АНАЛИЗ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.37

Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна — старший преподаватель, географический факультет, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: adelmur@mail.ru

Зарипова Лилия Ауфасовна — старший преподаватель, географический факультет, ФГБОУ ВО«Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: la30-6@mail.ru

Николаева Надежда Владимировна — студент географического факультета, профиля «Физическая география», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: 89191457993@mail.ru

 Фахретдинова Гульфия Айратовна — аспирант географического факультета, по направлению «Наука о Земле», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: gulfiyagolf@mail.ru

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии, географический факультет, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье дается характеристика карт общего и среднего образования, которые составляют большую группу и отображают общеобразовательные школы, обеспеченность средних школ учителями, а кроме того, внешкольные и детские учреждения. Отдельно рассматривается характеристика интерактивных образовательных карт, предназначенных для обеспечения и решения задач повышения уровня доступности, наглядности и удобства представления данных об общеобразовательных учреждениях. Подробно раскрывается алгоритм составления региональных карт образования. Проведен детальный анализ имеющихся карт образования (разных лет) в Республике Башкортостан. Приводятся примеры авторских карт образования для Республики Башкортостан. В статье, также отмечается, что, составленные региональные карты образования являются информационным пособием настольного пользования, предназначены для категории людей, занятых в сфере образования, учащихся школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений и абитуриентов.

Ключевые слова: система образования, карты образования, особенности региональной карты, интерактивная карта.

 

Литература:

  1. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В. Региональные карты образования: определение, содержание, классификация. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. — С. 204-208. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41536469
  2. Аллаяров З.А. Личностно-профессиональное развитие учителя: теория и практика средового подхода. – Уфа: Инеш. 2016. – 140 с.
  3. Атлас Республики Башкортостан. Под ред. И.М. Япарова. — Уфа: Китап, 2005. – 419 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24590829
  4. Бакиева Э.В., Нигматуллин А.Ф., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С. Использование интерактивных геопространственных ресурсов на уроках географии // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 6. — С. 231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390530
  5. Белогубец Я.А., Ильина Д.С., Николаева В.В., Черепанова О.А. Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2018. — № 2 (5). — С. 16-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36531528
  6. Берлянт А.М. Картография: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
  7. Берлянт А.М. Картография и геоинформатика в системе наук и учебных дисциплин // Геодезия и картография. — 2017. — № 1. — С. 38-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9456797
  8. Вафина З. А. Социальное картографирование как инструмент социальных проблем города // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2012. — № 11. — С. 153–157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20929020
  9. Вострякова О.В., Николаева В.В., Школьникова М.Ю. Формирование и функционирование регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2019. — № 3S (8). — C. 18-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41541010
  10. Гамилова Д.А., Валиянова Е. К., Лавренюк Н. М., Третьякова К. В. Анализ состояния и тенденций развития высшего образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 1 (107). — С. 7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32400630
  11. Гринчик А. И., Прохорова Е. А. Исследование и картографирование среднего образования города Москвы // Градостроительство. — 2017. — №2 (48). — С. 27-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29869468
  12. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. Под ред. Акманова А.И. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2007. – 695 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25976839
  13. Кривошапкина О.М., Саввинова А.Н., Иванова С. А., Федорова А. С., Филиппова В. В. Карты региональной системы образования: особенности разработки // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: науки о земле. — — №4 (08). — С. 87-96.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30710285
  14. Мартыненко Т. С. Картографирование как метод изучения социального неравенства // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР. — Владивосток:Дальневосточный федеральный университет, — С. 267-269. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34910952
  15. Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2017. — 120 с.
  16. Хизбуллина Р.З., Вильданов И.Р., Якимов М.С. Основы методики использования географических карт. Учебное пособие для учителей географии и студентов вузов естественно-географических направлений. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. – 80 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27607180

 

Библиографическая ссылка:

Адельмурзина И.Ф , Зарипова Л.А., Николаева Н.В., Фахретдинова Г.А.,  Хизбуллина Р.З.  Карты общего и среднего образования Республики Башкортостан: виды, анализ, возможности использования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 405-416. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.37