ISSN 2409-7616

Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р.

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ПРОФЕССИИ И КОЛЛЕГАМ КАК КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.03

Виноградов Владислав Львович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3354-5987 / ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8632-5612, E-mail: vinogradov.ksu@yandex.ru

Талышева Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код:1236-0391 / ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6678-9225, E-mail: ira.talysheva@mail.ru

Пегова Хэнэ Раилевна — ассистент кафедры педагогики, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3860-7936 / ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3088-2986, E-mail: barieva.khene@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации современного образовательного процесса, порождающие ужесточение требований к профессиональной подготовке педагога. Раскрывается роль привлекательности работы в школе, уровня отношений в учительском коллективе и отношения к руководству школы как условие организации эффективного образовательного процесса. Позитивное отношение учительского коллектива к профессии и коллегам является важной составляющей культуры сотрудничества в современной школе. Целью данного исследования стало проведение оценки отношения учительского коллектива к профессии и коллегам как контекста педагогической деятельности. Методика исследования представлена анкетным опросом, проведенным по упрощенной методике и предлагающим респондентам оценить привлекательность работы в школе (общее настроение), отношения в учительском коллективе, отношения с руководством школы, частоту посещения занятий коллегами, частоту обращений за помощью (советом) к руководителю методобъединения, частоту обращений к коллегам за профессиональным советом по сложной ситуации, предположительную оценку себя самого в коллективе. Статистическая обработка результатов осуществлялась на основе метода корреляционного анализа с использованием программы StatPlus LE. Как показало наше исследование, позитивное отношение учителей к работе нередко бывает слабо опосредованным их профессиональной деятельностью. С учетом результатов корреляционного анализа можно отметить, что позитивные отношения с руководством никак не определяют позитивное отношение к работе. Редкие взаимопосещения (реже раза в месяц) коррелируют с редкими обращениями за помощью к руководителю методобъединения (реже раза в месяц). Позитивные отношения с руководством не опосредованы ни производственными, ни иными отношениями. В очерченной ситуации рекомендуется разработать и реализовать проект по внедрению (развитию) в школе системы взаимопосещения учителями уроков своих коллег.

Ключевые слова: учительский коллектив, педагогическая профессия, профессиональные отношения, культура сотрудничества, эффект синергии, педагогическая деятельность, профессиональные проблемы.

 

Литература:

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1989. — 248 с.
  4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
  5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. — 392 с.
  6. Вачков И. В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. — СПб: Питер, 2009. — 59 с.
  7. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 167-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11932743
  8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  11. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 3-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41198553
  12. Дарханова Т.М. Организационно-педагогические предпосылки формирования педагогического коллектива в условиях рыночной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. — 2016.- № 4.- С.180-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184560
  13. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 126 с.
  14. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. — М.: Изд-во Знание, 1982. – 64 с.
  15. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  16. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С.61-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38478972
  17. Ерина И.А. Особенности педагогического коллектива в психолого — педагогической науки и практики // Новая наука: психолого-педагогический подход. — 2017. — № 2. — С. 29-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28842195
  18. Журавлев А. Л. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — 480 с.
  19. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований: монография. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 248 с.
  20. Какун А.В. Психолого-педагогические технологии формирования культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы // Перспективы науки. — 2012. — № 5 (32). — С. 272-274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17859612
  21. Коломок О.И., Крапивенский А.С. Создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе как комплексная составляющая формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014.- № 1-2. — С. 118-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21249926
  22. Кузнецова Т.И. Организационно-педагогические условия формирования эффективного коммуникационного образовательного пространства в педагогическом коллективе // Вестник университета российской академии образования. — 2011. — № 5.- С. 15-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17700717
  23. Курцева Е.Г. Самооценка педагогического коллектива как условие развития образовательной системы школы. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 112. — С. 157-160.
  24. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 295 с.
  25. Музаффарова Ф. Б. Педагогическая характеристика стратегии сотрудничества // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 154-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26684999
  26. Сенько Ю. В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. — М.: Знание, 1989. — 79 с.
  27. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: моногр. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  28. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. — Москва: Логос, 2012. — 447 с.
  29. Соловьева И. П. Личностный подход как методология и технология научно-методического сопровождения педагогических коллективов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2010. — С.61-70.
  30. Фоменко С.Л. Приоритетные направления профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 1. — С. 28-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23574755
  31. Фоменко С.Л., Белова Л.Н. Педагогические условия становления педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 5. — С.6-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26554616
  32. Фролова Д.И. Командообразование и сплочение педагогического коллектива как основа процесса управленческо-педагогического и психологического консалтинга в системе образования// European social science journal.- 2017. — № 10. — С. 432-433. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35167996
  33. Ширинкина О.А. Мотивационные технологии в управлении педагогическим коллективом: уровни и содержание деятельности руководителя // Философия образования. — 2008. — № 1 (22). — С. 91-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11789630

 

Библиографическая ссылка:

Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р. Отношение учительского коллектива к профессии и коллегам как контекст педагогической деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 28-38. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.03