ISSN 2409-7616

Лопуха Т.Л., Суслов Д.В.

ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.19

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Суслов Дмитрий Валентинович — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется проблема становления военно-педагогического образования офицеров Вооруженных сил России в исторической практике отечественной военной школы. Отмечено, что такая необходимость возникла при переходе России к развитию по капиталистическому пути в условиях сокращения срока службы и введения всесословной воинской повинности. Анализируется ход реформирования системы военного образования в постсоветский период, включая его научные идеи и решения. Отмечены особенности современных задач, выполняемых российской военной школой, определяемые характером существующих для страны военных угроз. Представлен краткий анализ направлений подготовки военных кадров в системе военного образования США, открыто отнесшего Россию в доктринальных документах к своим противникам. Авторы стоят на позиции того, что сегодня существует необходимость совершенствования военно-педагогического образования офицеров российской армии. Должно, в обязательном порядке, организовано совершенствование военно-педагогической и идейно-ценностной подготовки курсантов военных вузов страны. В программу их подготовки должны войти как самостоятельные дисциплины «Военная педагогика» и «Военная психология» объемом не менее 4 зачетных единиц каждая и дисциплины «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск объемом не менее 2 зачетных единиц. Современные требования к овладению навыками исследовательской работы делает целесообразным введение курса «Методология, методика и методы научного исследования». Отмечена также необходимость, подтвержденная досоветским и советским опытом фундаментальной военно-педагогической подготовки офицеров. Предложены направления осуществления этой задачи в военных вузах, возможные в современных условиях.

Ключевые слова: военно-педагогическое образование, реформирование.

 

Литература:

  1. Абрамов А.П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования: монография. — М.: DirectMEDIA, 2014. — 227 с.
  2. Антология военно-педагогической мысли России: учебное пособие. В 12-ти ч. Ч. 5. Начало двадцатого столетия / под ред. Е.А. Соколкова. — Новосибирск: НВВПОУ, 1991. — 85 с.
  3. Антология военно-педагогической мысли России: учебное пособие. В 12-ти ч. Ч. 8. Первая четверть XX века (1921–1925 гг.) / под ред. В.И. Пронина. Новосибирск: НВВПОУ, 1992. — 89 с.
  4. Асриев А.Ю., Арешин Д.Н. Педагогическая система развития учебного потенциала курсантов при изучении дисциплин профессионального блока // Армия и общество. — 2013. — № 3 (35). С. 39-44.
  5. Бакланов И.О. Развитие теории и практики системы военно-профессионального образования курсантов авиационных вузов: дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2012. — 605 с.
  6. Бойков Л.В., Сатаров В.В. Основы оперативного искусства вооружённых сил США // Зарубежное военное обозрение. — 2014. — № 7. — С. 3-12.
  7. Верховский А.И. Россия на Голгофе. Из походного дневника 1914–1918 гг. П.г., 1918. — 143 с.
  8. Владимиров А.И. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании [электронный ресурс] // Кадет. URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ob_innov_VSRF.htm (дата обращения 09.10.2019).
  9. Воинская социализация курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях: монография / А.Д. Лопуха, Т.Л. Лопуха, Е.В. Туркин, В.А. Чебатарев. — Новосибирск: НВИ ВВ МВД, 2016. — 156 с.
  10. Гареев М.А. О характере и облике вооруженной борьбы будущего // Армейский сборник. — 2003. — № 4. — С. 6-11.
  11. Гриднев Д.А. Система военного образования в условиях реформирования: монография. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. — 172 с.
  12. Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Разгонов В.Л. Развитие педагогической системы военно-профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 358-362. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204338
  13. Национальная военная стратегия Соединенных Штатов Америки 2015 года [электронный ресурс] // Россия сегодня. URL: http://inosmi.ru/op_ed/20150703/228922858.html (дата обращения 09.10.2019).
  14. Обама Б. Речь президента США на выпускной церемонии в Военной академии Соединенных Штатов. 31.05.2014 [электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://inosmi.ru/world/20140531/220697692.html (дата обращения 09.10.2019).
  15. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. — М.: Воениздат, 1991. — 368 с.
  16. Панков Н.А. Реформа военного образования. Тезисы выступления статс-секретаря – заместителя министра обороны Н.А. Панкова на заседании пресс-клуба военных обозревателей [электронный ресурс] // Взгляд. Деловая газета. URL: http://vzrutest.goodoo.ru/information/2009/1/21/248884.html (дата обращения 09.10.2019).
  17. Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Подготовка военных научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы // Мир образования — образование в мире. 2018. — № 3 (71). — С. 122-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36981168
  18. Рукшин А.С. Некоторые итоги реформы Вооруженных Сил // Военно-промышленный курьер. № 45 (462) от 14 ноября 2012 г. URL: http://vpk-news.ru/articles/13125 (дата обращения 09.10.2019).
  19. Самохвалов Ю.П. Учебные военные центры в системе современного военного образования: социологический анализ: дис. … канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2015. — 205 с.
  20. Стрелецкий А.Н. Система подготовки офицерских кадров в США. Зарубежное военное обозрение. — — № 11, 12.
  21. Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации: монография / И.А. Алехин и др. — М.: Военный университет, 2018. — 194 с.
  22. Brzezinski Z. The grand chessboard: American Primacy and Its — Geostrategic Imperatives. Basic Books, 1997. 223 р.
  23. Schelton Henry H. Joint Vision 2020. America’s Military: Preparing for Tomorrow. Washington: US Government Printing Office, 2000. — 40 p.

 

Библиографическая ссылка: 

Лопуха Т.Л., Суслов Д.В. Военно-педагогическое образование офицеров вооруженных сил российской федерации: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 204-213. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.19