ISSN 2409-7616

Ломов С.П., Ли Фугуй, Чжан Нин

ЭСТЕТИКА КОЛОРИТА В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ: ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.48

Ломов Станислав Петрович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства, академик Российской академии образования, Москва, Россия, E-mail: sp.lomov@mpgu.su

Ли Фугуй — аспирант Московского педагогического государственного университета, Вейнаньский педагогический университет, провинция Шэньси, Китай

Чжан Нин — аспирант Московского педагогического государственного университета, Вейнаньский педагогический университет, провинция Шэньси, Китай.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся восприятия и понимания эстетики колорита в китайской живописи, что имеет важное значение, как для формирования мировоззренческой позиции, так и развития профессиональных компетенций выпускника педагогического университета. Конфуцианская и даосская идеологии оказали глубокое влияние на представления об особенностях колорита китайской живописи. Китайская живопись, являясь живым отражением теории Инь – Ян, а также конфуцианской и даосской философской идеологии, стремится к субъективным ощущениям и впечатлениям. Краски в китайской живописи не являются естественным, рациональным отображением, они также не выступают чистейшим форменным выражением цветовой палитры, но являются полным сочетанием субъективного и объективного, осуществляют цветовое оформление и художественное отображение. В китайской живописи не используются такие доктрины, как отвечающие требованиям науки три составляющие цвета (оттенок, насыщенность и яркость), цвета предметов и источников света, оттенки окружающей среды, а также колорит пустоты и полноты пространства, сочетание и сопоставление красок. Простые оттенки и цвета могут продемонстрировать разнообразность настроений и национальный колорит. Черный и белый среди пяти остальных цветов превратились в два представительных и типичных цвета китайской дуалистической натурфилософской школы Инь – Ян. В конфуцианстве особое внимание оказывается выражению субъективных (личных) эмоций, даосизм стремится к небытию, полному слиянию с природой. Представления о существовании пяти цветов (жёлтый, красный, синий, белый, чёрный) и черного цвета небытия, взаимно дополняют друг друга, тайно скрывают в себе скрытый смысл богатого колорита живописи. Таким образом, философские и эстетические воззрения, присущие китайской культуре, оказывают глубокое влияние на формирование эстетического восприятия особенностей цветовых оттенков студентами педагогического вуза, которые изучают основы китайской живописи.

Ключевые слова: конфуцианство; даосизм; гохуа (китайская национальная живопись); студенты; эстетическое восприятие.

 

Литература:

  1. Ван Вэньцзюань. «Глава: изящность черного цвета: поиск истоков эстетики цветовых оттенков китайской национальной живописи «гохуа»». – Изд-во «Чжунянбяньи». 2006 — 269 с.
  2. Ван Вэй. Тайны живописи / пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. — М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. — С . 48-50.
  3. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Изд-во Искусство, 1975. — 440 с.
  4. История династии Поздняя Хань. «Юй фу чжи» («Трактат о колесницах и одеяниях», «Описание колесниц и одежды» // Советская историческая энциклопедия в 16 т., Т. 5. 1961. – с. 241.
  5. Китайское искусство: Принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. — М.: «ОАО Люкс»: «Изд-во Астрель», «Изд-во АСТ», 2004. — 432 с.
  6. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Лань, 2004. — 960 с.
  7. Ли Цзи. Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов // Советская историческая энциклопедия в 16 т., Т. 5. 1961. – с. 232.
  8. Ломов С.П. Живопись. – М.: Изд-во Агар, 2008. – 232 с.
  9. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение: учебное пособие для вузов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. — 152 с.
  10. Скарпари Маурицио. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. — М.: Изд-во Аст, 2003. — 292 с.
  11. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Заводской. — М.: Изд-во Наука, 1969. — 515 с.
  12. Соколов-Ремизов С.Н. Литература каллиграфия живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. — М.: Изд-во Наука, 1985. — 309 с.
  13. Цзин Хао. Ода о том, как рисовать горы и воды / пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. — М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. — С . 50-54.
  14. Ши-тао. Беседы о живописи монаха горькая тыква / пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской // Е.В. Завадская. «Беседы о живописи» Ши-тао. — М.: Изд-во Наука, 1978. — 208 с.
  15. Ян Цзин-цзэн. О художнике письма / Пер. с кит., предисл. и ком. В.М. Алексеева / В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. — М., 2003. Книга 2. — С. 55-88.

 

Библиографическая ссылка:

Ли Фугуй, Чжан Нин, Ломов С.П. Эстетика колорита в китайской живописи: основа мировоззренческой позиции выпускника педагогического вуза // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 526-535. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.48