ISSN 2409-7616

Иванов А.В.

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.37

Иванов Александр Владимирович — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2422-2873, E-mail: aivanov7@rambler.ru;

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена интересом педагогического сообщества к проблеме сотрудничества детей в коллективе, выявлению сущности и содержания этого понятия, его значении в духовном и социальном развитии человека, методов оказания помощи подросткам в освоении способов организации сотрудничества в процессе их развития. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие теоретических основ и практических механизмов развития сотрудничества в детском коллективе как средства развития детей в контексте педагогики сознания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются системный, социальный, личностно-деятельностный и культурологический подходы, позволяющие комплексно рассмотреть проблему сотрудничества в детском коллективе в педагогике сознания. В статье представлены сущность и содержание понятия «сотрудничество», «детский коллектив» в психолого-педагогической литературе и педагогике сознания, концептуальные основы развития сотрудничества в детском коллективе, формы и методы развития, выявленные в ходе эмпирического исследования. Раскрыты ключевые положения концептуальных подходов к развитию сотрудничества в детском коллективе в процессе духовного и социального развития человека, характеризующие сотрудничество как качество человека, как условия и механизма развития, создания атмосферы развития и самосовершенствования и преодоления негативных явлений. Раскрыт метод соучаствующего проектирования и его практического применение в образовательных организациях. Рассмотрено содержание развития сотрудничества в детском коллективе, задачи и результаты. Представлен опыт развития сотрудничества в разнообразных сообществах, раскрыт метод соучаствующего проектирования и его практическое применение, результаты диагностики по итогам экспериментальной работы. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, педагогов школ.

Ключевые слова: сотрудничество, сообщество, детский коллектив, духовные качества, педагогика сотрудничества, методы сотрудничества.

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная педагогика. Учебник для высших учебных заведений. — 5 изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 363 с.
  2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры ХХI века // Инновационная школа. – 1998. – № 2. – С. 14–20.
  4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  5. Егорычев А.М. Великий педагог А.С. Макаренко и его педагогическое наследие: достояние России и всего человечества // Профилактика зависимостей. — 2018. — № 2 (14). — С. 121-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35217282
  6. Иванов А.В. Проблема коллектива в новых социокультурных условиях: интеракционистиская и когнитивистская ориентации: монография. – М.: Перспектива, 2017. – 176 с.
  7. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. – 2000. – №10. – 272 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 302 с.
  9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы / под ред. Б.З. Вульфова. – М.: Изд-во Просвещение. 1978. — 159 с.
  10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: в 7 т. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. – Т. 5. – 558 с.
  11. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике. Дисертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Моргаевская Анна Николаевна. – Санкт-Петербург, 2009 – 189 с.
  12. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. – М.: Педагогика, 1979. – 240 с.
  13. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации: Учебное пособие / И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  15. Соучаствующее проектирование. Книга Генри Саноффа / Электронный ресурс / URL: https://archspeech.com/article/kniga-genri-sanoffa-souchastvuyushhee-proektirovanie (дата обращения: 11.11.2019).
  16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. — 64 с.
  17. Шустова И.Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009.
  18. Ivanov A.V., Chelysheva Y.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Sorikhina V.P. Ethical concepts of pedagogy of consciousness as a foundation for the development of the school for the future // Astra Salvensis — review of history and culture, year VI. Special Issue. — 2018. — P. 453-462.
  19. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analysis of its development // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria / Mardakhaev L., Volenko O., Fedoseeva I., Kostina E. // Sofia, 2016. — P. 1219-1226.

 

Библиографическая ссылка:

Иванов А.В. Развитие сотрудничества в детском коллективе как современная педагогическая проблема // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 405-417. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.37