ISSN 2409-7616

Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.08

Разгонов Виталий Леонидович — кандидат педагогических наук, начальник Новосибирского высшего военного командного училища, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 9603-6380, E-mail: vlrazgonov@yandex.ru

Суслов Дмитрий Валентинович — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. В статье ставится вопрос о необходимости разработки методологических основ профессионального воспитания современных российских офицеров. Его роль сегодня актуализируется проводимой странами Запада агрессивной русофобской политикой и фактическим началом гибридной войны в политической, экономической и информационно-идеологической сферах. Учитывается, что профессиональное воспитание в ближайшие годы будет проходить в условиях агрессивного давления институтов глобализации на традиционные ценности россиян и деструктивного воздействия на социальные процессы извне. Указывается на острую необходимость баланса традиций и инноваций в воспитании и отказа от слепого копирования чуждых гражданам России педагогических моделей, основанных на психологическом манипулировании. Существует острая необходимость создания общенациональной системы непрерывного воспитания наследия России, в которой профессиональное воспитание основано на общенациональной идее и ценностях. В работе определены возможные основы, задачи и направления формирования методологических основ профессионального воспитания офицеров. Авторы приходят к заключению о том, что теоретическую основу исследования вопросов профессионального воспитания офицеров могут составить идеи, концепции и теории, необходимые для постановки и решения исследовательской проблемы: философские и социальные теории ценностей; психологические теории ценностных ориентаций; теории военно-профессиональной направленности личности; работы в области ценностей офицерского корпуса и военной службы; исследования менталитета и военной культуры российских офицеров; историко-аналитические работы, раскрывающие идеи, идеалы и ценности офицерского корпуса в их историческом развитии и социальной взаимосвязи; теории воинского воспитания; теории в области развития воспитательных систем и профессионального военного образования; теории в области формирования ценностного отношения к идеям и идеалам; теории в области методологии исследования педагогических систем.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, научные подходы в профессиональном воспитании, теория профессионального воспитания.

 

Литература:

  1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX века. — М.: ВУ, 2002.
  2. Барабанщиков А.В., Звягинцев В.Г. Педагогика высшей военной школы: учеб, пособие. М.: Изд-во ВПА, 1985.
  3. Военная Доктрина Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 6570 (298)] от 30 декабря 2014 г. URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения 09.2019)
  4. Гареев М.А., Дербин Е.А., Турко Н.И. Дискурс: методология и практика совершенствования стратегического руководства обороной страны с учетом характера будущих войн и вооруженных конфликтов // Вестник Академии военных наук. — 2019. — № 1. — С. 4–6.
  5. Егорычев А.М. Философско-методологические основы социальной педагогики // Социальная педагогика в России. — 2010. — № 6. — С. 71-75. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16099240
  6. Егорычев А.М. Социально-философские основания в построении отечественной методологии социальной педагогики с учётом концептуальных идей И.А. Липского // Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика: мат. XVII Межд. соц.-пед. чтений, посв. И.А. Липскому. — М.: Изд-во РГСУ, 2014. — С. 30-37.
  7. Егорычев А.М. Философские и научно-теоретические основы отечественного социального образования: социальная педагогика как механизм его развития // Alma-mater. Вестник высшей школы. — 2014. — № 10. — С. 20-27. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22293902
  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. 2-е изд. Москва: Изд. центр «Академия», 2005. — 202 с.
  9. Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. Новосибирск: НВВКУ, 2019. — 274 с.
  10. Лопуха А.Д. Гибридная война, как главный феномен ХХI века // Сборник работ, представленных на конкурс на лучшие научные работы преподавателей и курсантов. М.: ВУ МО РФ, 2018.
  11. Мардахаев Л.В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела: военно-научный журнал. – 2014. – № 1. – С. 197-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  12. Мардахаев Л.В., Макаренко В.С. Формирование активной позиции защитника отечества у курсантов военных вузов // Гуманитарные проблемы военного дела: Военно-научный журнал. – 2015. – № 2 (3). – С. 122-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25644875
  13. Мардахаев Л.В., Макаренко В.С. Пути и педагогические условия совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6(55). – С. 212-215. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25422256
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.
  15. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2016. — 23 с.
  16. Разгонов В.Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям военной службы: механизмы формирования // Вестник Академии военных наук. — 2015. — № 3. – С. 89–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27175658
  17. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: учеб. пособие // под ред. И.А. Алёхина. – М.: ВУ, 2003. — 377 с.
  18. Турченко В.Н., Шматков Р.Н. Онтологические и гносеологические проблемы качества высшего образования: постановка проблем // Философия образования. — 2012. — № 5 (44). — С. 46-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152531
  19. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности. — Барнаул: БГПУ, 2004. — 318 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Формирование методологических основ профессионального воспитания российских офицеров // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 91-100. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.08