ISSN 2409-7616

Мингазетдинова Р.Ф., Хизбуллина Р.З., Калимуллина Г.С., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.05

Мингазетдинова Римма Флюровна — старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия, E-mail: rflyurovna@mail.ru

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Калимуллина Гульнара Сиреневна — магистрант географического факультета, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия, E-mail: kalimullina-g@inbox.ru

Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна — старший преподаватель кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия, E-mail: adelmur@mail.ru

Зарипова Лилия Ауфасовна — старший преподаватель кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия, E-mail: la30-6@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные методические приёмы по формированию одного из самых сложных естественнонаучных понятий –  «природный комплекс», а также подчёркивается особая роль межпредметных связей. Помимо стандартно рассматриваемых при изучении данной темы предметов: географии и биологии, авторы осуществили попытку включения в изучение уроков английского языка. Приводятся примеры «поклассной» реализации межпредметных связей, показывается роль непосредственных наблюдений учащихся в формировании данного понятия. Отмечается, что реализация межпредметных связей при формировании у школьников понятия о природно-территориальном комплексе связана с особой организацией учебного процесса. Подробно показывается методика формирования понятия «природная зона» в 7-м классе на примере трёх предметов: географии, биологии и английского языка. Для сравнения приводятся примеры географических текстов из учебников английского языка. Особый акцент авторами делается на изучение природно-территориальных комплексов своей местности.

Ключевые слова: межпредметные связи, естественнонаучные понятия, природно-территориальный комплекс, биология, география, английский язык, природные комплексы своей местности.

 

Литература:  

  1. Бурцева Е.Г. Интегрированные уроки географии и биологии в условиях введения ФГОС // Апробация. — 2015. — № 6 (33). — С. 29-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23902864
  2. Валиуллин Т.Г., Валиуллина Г.Т., Хизбуллина Р.З. Реализация межпредметных связей географии с математикой через применение графиков в учебной деятельности учащихся // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XII Международной научно-практической конференции, 2015. — С. 92-93.
  3. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – M.: Просвещение, 2012. — 164 с.
  4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В.. Spotlight. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – M.: Просвещение, 2012. — 164 с.
  5. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight. Английский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – M.: Просвещение, 2012. — 164 с.
  6. Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 160 с.
  7. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 7 класса в 2-х ч. М.: Русское слово, 2010. — 340 с.
  8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса в 2-х ч.- М.: Русское слово, 2010. — 344 с.
  9. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Алексеевский Н.И. – 2-е изд. М.: Русское слово, 2013. — 224 с.
  10. Кулицкая Е.В., Васильева С.Н. Межпредметные связи как необходимое условие повышения качества образования на уроках географии // Университет XXI века: научное измерение. Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого: В 2 томах. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2010. — С. 51-53.
  11. Набиулина В.Ф. Интегрирующая роль географии в процессе обучения школьников // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России, 2016. — С. 259-262.
  12. Хамракулов И.И., Хизбуллина Р.З. Организация практических работ по изучению явлений природы с учащимися на уроках географии в школе / /Современные проблемы науки и образования. — 2015.- № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23940098
  13. Чеботарева Н.А. Межпредметные связи географии и математики // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России, 2016. — С. 203-205.
  14. Martin E.б Lewis S., Tumman D. Environmental Education in Sweden // The Environmentalist. – 1993. — Vol. 13. — Issue 3. P. 221-227. https://doi.org/10.1007/BF01901384
  15. Yeung S.PM. Teaching Approaches in Geography and Students’ Environmental Attitudes. Environmentalist, 2004. — Vol. 24. — Issue 2. — P. 101-117. https://doi.org/10.1007/s10669-004-4801-1

 

Библиографическая ссылка: 

Мингазетдинова Р.Ф., Хизбуллина Р.З., Калимуллина Г.С., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А. Развивающее значение межпредметных связей  для формирования сложных естественнонаучных понятий у современных школьников // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 58-69. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.05