ISSN 2409-7616

Лазукин А.Д., Никоноров А.А., Пахомова Н.В., Богуславский В.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ОФИЦЕРОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.14

Лазукин Анатолий Дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор 19 кафедры (педагогики), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6793-6084, E-mail: Lazykin@yandex.ru

Никоноров Андрей Анатольевич — адъюнкт, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2584-9480, E-mail: nikoandrei52@gmail.com

Пахомова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель 19 кафедры (педагогики), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3493-9422, E-mail: nata_kzn@mail.ru

Богуславский Виктор Владимирович — кандидат психологических наук, профессор, доцент 19 кафедры (педагогики), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2584-9480, E-mail: wita345@gmail.com

Аннотация. В современных условиях набирающая обороты интенсификация процесса саморазвития офицеров становится актуальной проблемой. Это отчетливо прослеживается в задачах служебно-боевой деятельности, выполняемых современным офицерским корпусом, в том числе и офицерами войск национальной гвардии Российской Федерации. Исходя из этого, возникает психолого-педагогическая проблема, решить которую представляется возможным посредством обеспечения условий к устойчивому саморазвитию мотивации офицеров. Саморазвитие мотивации офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в рамках военного педагогического процесса с использованием различных педагогических методик, которые направлены на усвоение определенных методических механизмов. В связи с этим особое внимание уделяется созданию таких педагогических условий, которые способствуют повышению эффективности саморазвития мотивации к служебно-боевой деятельности, а также позволяют выявить специфические особенности взаимодействия мотивационных механизмов, обуславливающих активизацию саморазвития офицеров в условиях инновационной служебно-боевой деятельности войск. В статье рассматриваются специфические педагогические условия служебно-боевой деятельности, в которых происходит саморазвитие офицеров. Особое внимание направлено на анализ внешних и внутренних условий: научный подход к организации и управлению самовоспитанием и самообразованием; комплексный подход к реализации побудительной, направляющей, смыслообразующей, регулирующей и контролирующей функций мотивов выступающих в роли совокупности педагогических влияний и воздействий со стороны командиров (начальников) на офицеров с целью формирования у них устойчивых интересов, стремлений, потребностей, побуждений к эффективной служебно-боевой деятельности; повышение уровня методической грамотности офицеров, развитие их способностей к планированию и осуществлению данного вида деятельности; стимулирование самосовершенствование офицеров в области приобретения новых знаний, умений и навыков, повышения уровня военно-профессиональной и нравственной культуры. В свою очередь совершенствование этих условий будет оказывать существенное влияние на мотивационную среду в целом и на саморазвитие мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности, в частности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, потребность, установка, служебно-боевая деятельность, саморазвитие, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание.

 

Литература:

  1. Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: психологическое исследование: Автореферат диссертации…кандидата психологических наук / Воен.- полит. Акад. им. В.И. Ленина. – Москва, 1988.
  2. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. – № 3. – С. 15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  3. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 78-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25371630
  4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 401.
  5. Исаева Н.Н. Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск. – СПб. СПВИ ВВ МВД России, 2012. – 57 с.
  6. Лазукин А.Д., Купавцев Т.С. Эволюция идей самосовершенствования в истории развития Российской системы образования // Мир образования – образование в мире. — 2017. – № 4 (68). — С. 93-100. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32475328
  7. Лопуха А.Д. Реформирование системы военного образования России: есть ли свет в конце тоннеля? // ЦИТИСЭ. 2016. — № 1 (5). — С. 23. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25871199
  8. Лопуха А.Д. Будущее России: состояние, проблемы, перспективы (социально-политические размышления) // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 3. — С. 9. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24952312
  9. Лопуха Т.Л. Идеологические основы политической культуры офицеров российской армии // Гуманитарные проблемы военного дела.- — № 3 (4). — С. 12-15. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25597402
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975. – С. 179, 182.
  11. Мардахаев Л.В., Макаренко В.С. Пути и педагогические условия совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6(55). – С. 212-215. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25422256
  12. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Воспитание подрастающего поколения в условиях современной России: учет традиций российского казачества // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2015. – № 3(4). – С. 171-175. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25597447
  13. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 4(53). – С. 53-58. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  14. Никоноров А.А. Самосовершенствование мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности // Вестник адъюнкта. – 2018. – № 2 (2). — С. 5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36506719
  15. Пахомова Н.В. Развитие у курсантов мотивации самостоятельной работы // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 3 (43). — С. 182 — 188. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17659038
  16. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.
  17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  18. Слюсарев А.В., Слепов В.Я. Теоретические основы самовоспитания и самообразования будущего офицера // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. — № 1 (61). — С. 156-160. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21621830
  19. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1979. – С. 441.

 

Библиографическая ссылка: 

Лазукин А.Д., Никоноров А.А., Пахомова Н.В., Богуславский В.В. Педагогические условия саморазвития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 156-167. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.14