ISSN 2409-7616

Байракова И.В., Мабиала Ж., Троян И.А.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМЭНЕРГО»)

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.13

Байракова Ирина Викторовнакандидат экономических наук,  доцент кафедры экономической теории Института экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8961-9878, ORCID: 0000-0002-3374-8176, E-mail: bairakova67@mail.ru

Мабиала Жильберт — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Института экономики и управления, ФГАОУ  «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8360-6233, ORCID: 0000-0002-5310-2399, E-mail: gilmabiala@mail.ru

Троян Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Института экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Россия, РИНЦ SPIN-код: 1734-5272, ORCID: 0000-0002-5694-9843, E-mail: troyan.irin@mail.ru

Аннотация. В современных условиях, характеризуемых нестабильностью и неопределенностью социально-экономической конъюнктуры, особую актуальность приобретает разработка стратегических приоритетов развития энергосбытовых компаний, учитывающих их специфику хозяйствования и сравнительные преимущества. В статье авторами были систематизированы различные подходы к определению категории «стратегия» на основе анализа литературных источников. Определены и обоснованы три базовых стадии разработки стратегии. На базе разработанной «бизнес-модели» энергосбытовых компаний сформулированы стратегические приоритеты развития на примере государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго». Данные приоритеты позволят решить проблемы модернизации и реновации оборудования, цифровизации и оптимизации производственных процессов, мобилизации скрытых и перспективных источников инвестиций, и в целом, обеспечат устойчивое и качественное развитие энергосбытовых компаний. В связи с этим, целью статьи является разработка эффективных стратегических приоритетов развития энергосбытовых компаний (на примере государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго»). Для реализации стратегической цели необходимо решение следующих задач: 1) определить основные подходы, определяющих стратегию с точки зрения выполняемых ею функций; 2) систематизированы взгляды ученых на понятие «стратегия»; 3) разработать бизнес-модель для энергосбытовых компаний; 4) разработать стратегические приоритеты развития энергосбытовых компаний, на примере государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго»; 5) сформулировать выводы относительно разработанных стратегических приоритетов развития. Объектом исследования является разработка бизнес-модели и на её основе разработка стратегических приоритетов развития энергосбытовых компаний (на примере государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго»). Методологической основой выполнения поставленных задач стали общенаучные методы, а именно – анализ, синтез, дедукция и индукция, табличный и графический. Научной новизной исследования являются теоретико-методологические и практические аспекты повышения эффективности функционирования энергосбытовых компаний (на примере государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго») в рамках разработки стратегических приоритетов развития.

Ключевые слова: стратегия, эффективность, энергоэффективность, цифровизация, капитал, инвестиции, бизнес-модель.

 

Литература:

  1. Афоничкин А.И. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: монография / А.И. Афоничкин, Е.В. Пустынникова. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. – 348 с.
  2. Горин В. А.Новая инвестиционная политика при переходе к постиндустриальному обществ : монография / В. А. Горин ; МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2011. – 87 с.
  3. Енина Е.П., Кузьмичева М.К. Формирование и реализация системы стратегического управления на наукоемком предприятии // ЭКОНОМИНФО. — 2017. — №1-2. – C. 21-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29463018
  4. Кобилев А. Г. Управление инвестиционной деятельностью промышленных предприятий: монография / А. Г. Кобилев, Ю. В. Лачин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Российский гос. технический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. – 99 с.
  5. Люлёв А. В. Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия» // Молодой ученый. – 2010. – №10. – С. 88-92. – URL https://moluch.ru/archive/21/2158/ (дата обращения: 22.10.2019).
  6. Мескон М. Основы менеджмента / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. –3-е издание. — Москва: 2006 – 594 с.
  7. Надежность и эффективность как основа будущих инноваций. Годовой отчет АО «Тюменьэнерго» за 2017 г. URL: https://raex-a.ru/annual_reports/reports/2017_tyumenenergo.pdf (дата обращения: 22.10.2019).
  8. Основы маркетинга / [Филип Котлер, Армстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника]. – М.: Вильямс, 2003. – 1200 с.
  9. Официальный сайт ГУП РК «Крымэнерго». URL: http://gup-krymenergo.crimea.ru/education/etc (дата обращения: 22.10.2019).
  10. Смирнова Н. К., Фомина А. В. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному. «Бератор-Паблишинг», 2008. URL: http://www.elobook.com (дата обращения 22.10.2019).
  11. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд.; пер. с англ. А. Р. Ганцевой, В. Ю. Дроздова, А. Г. Завады, Т. В. Клекоты, Э. В. Кондуковой, К. Д. Сафонова, И. В. Тарасюк. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 928 с.
  12. Щербула А. М. Сущность и содержание экономической стратегии предприятия // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2016. — № 9.- С. 469-472. URL: http://jurnal.org/articles/2016/ekon111.html / (дата обращения: 22.10.2019).
  13. Шишкова Е. А., Шишкова Г.А. Стратегия компании: современные подходы и проблемы // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2013. — № 6 (107). – C. 22-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19022068
  14. Chandler A. D., Jr., Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press, 1962. 297 р.
  15. European Energy Companies An Industry in Search of its Future.  Bibliographic information available from INIS. 2003. URL: http://inis.iaea.org/search/search.aspx?orig_q=RN:34054410 (дата обращения: 22.10.2019)
  16. Nickols F. Strategy Definitions & Meanings, 2016. URL: https://www.nickols.us/strategy_definitions.pdf (дата обращения: 22.10.2019)
  17. Heide , Platen S., Simonsson C., Falkheimer J. Expanding the scope of strategic communication: Towards a holistic understanding of organizational complexity. International Journal of Strategic Communication. – 2018. — № 12(4). — P. 452–468 DOI:10.1080/1553118X.2018.1456434
  18. Guerras-Martín L.A., Madhok A., Montoro-Sánchez A. The evolution of strategic management research: Recent trends and current directions. BRQ Business Research Quarterly. -2014. — № 17, Issue 2. – P. 69-76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brq.2014.03.001
  19. Macnamara , Gregory A. Expanding evaluation to progress strategic communication: Beyond message tracking to open listening. International Journal of Strategic Communication. – 2018. — № 12(4). — P. 469–486. DOI:10.1080/1553118X.2018.1450255
  20. Morgan N., Whitler K., Feng H., Chari S. Research in Marketing Strategy. Journal of the Academy of Marketing Science. -2019. Vol. 47, Issue 1. – P. 4-29.  DOI:10.1007/s11747-018-0598-1
  21. Powell C. Strategy as diligence: Putting behavioral strategy into practice. California Management Review. – 2017. – Vol. 59(3). – P. 162–190. DOI:10.1177/0008125617707975
  22. Richard P. Rumelt What in the World is Competitive advantage, Policy Working Paper, The Anderson School at UCLA. 2003
  23. Varadarajan R. Strategic Marketing and Marketing Strategy: Domain, Definition, Fundamental Issues and Foundational Premises. Journal of the Academy of Marketing Science. – 2010. – Vol.38. – P. 119-140. DOI:10.1007/s11747-009-0176-7
  24. Porter M. What is strategy? Harvard Business Review. —  — Vol.74(6). – P. 61–78.
  25. Zerfass , Viertmann C.Creating business value through corporate communication: A theory-based framework and its practical application. Journal of Communication Management. —  2017. – Vol. 21(1). – P. 68–81. DOI:10.1108/JCOM-07-2016-0059

 

Библиографическая ссылка: 

Байракова И.В., Мабиала Ж., Троян И.А. Стратегические приоритеты развития энергосбытовых компаний (на примере государственного унитарного предприятия республики Крым «Крымэнерго») // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 144-155. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.13