ISSN 2409-7616

Антонова Т.В.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.12

Антонова Татьяна Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории английского языка и переводоведения, факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», Брянск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 9903-6450, E-mail: antonova.antonova22041973@yandex.ru

Аннотация. Формирование культуры логического мышления составляет важнейший аспект подготовки специалиста с высшим образованием, включающий совершенствование формального аппарата мышления, развитие как оперативного, так и творческого потенциала в решении проблемных задач, проявление непредвзятости, критичности, группового и личного мышления. Умение намечать пути решения задач, подыскивать нестандартные варианты решений требует высокого уровня владения операциями анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования, обобщения. Также умение последовательно и обоснованно выстраивать суждения и умозаключения помогает студенту социализироваться в современном обществе. Однако ряд исследований выявляют недостаточный уровень развития культуры логического мышления у студентов. Некоторые студенты неуверенно оперируют основными логическими приемами формирования понятий. В статье определяются элементы работы с определениями понятий с помощью методики членения учебно-научного текста, оценивается ее эффективность в учебном процессе вуза на основе метода педагогического эксперимента. Разработана методика развивающего обучения и определены потенциальные возможности интеллектуальной деятельности студентов высшего учебного заведения. Новые приемы работы с учебным текстом способствуют усвоению содержания и структуры основных понятий по теоретической дисциплине, повышают уровень сформированности мыслительных операций. Работа позволяет расширить и уточнить имеющиеся в отечественной психологии и педагогике представления о механизмах развития логического мышления у студентов вуза. В ней обоснованы возможность и целесообразность конструирования учебного текста, представлено моделируемое содержание учебной деятельности с применением данной методики, дидактические материалы по руководству выполнением заданий в процессе обучения, освещаются положительные результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: логическое мышление, определения понятий, теория текста, композиционное развертывание содержания, методика членения учебно-научного текста, метод педагогического эксперимента.

 

Литература:

  1. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Н.А. Слюсарева, Н.Н. Трошина, А.И. Новиков [и др.]. — М.: Наука, 1982. — 192 с.
  2. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста: дис. … доктора филолог. наук: утв. 10.02.19. — Ростов-на-Дону, 1993. — 182 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — С. 297-325.
  4. Бит-Давид Е.Л. Методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика). — М.: 2004. — 24 с.
  5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. — 394 с.
  7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2006. — 144 с.
  8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2001. — 327 с.
  10. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Академия, 2005. — С. 127-128.
  11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
  12. Ильичева Е.В. Формирование первоначальных химических понятий на основе взаимосвязи понятийного и образного мышления: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.02 — теория и методика обучения и воспитания (химия). — Москва, 2009. — 17 с.
  13. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. — М.: — 96 с.
  14. Калягина Н.В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка (на материале обучения тексту типа рассуждения): автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (русский язык). — Йошкар-Ола, 2006. — 25 с.
  15. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. — М.: КомКнига, 2006. — 296 с.
  16. Кудрина Т.С. Развитие логического мышления в диалоге: автореф. на соиск. ученой степ. канд. психолог. наук: 19.00.01 — общая психология. Москва, 1987. — 20 с.
  17. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
  18. Ланда Л.Н. Умение думать и как ему учить. — М.: Знание, 1975. — 63 с.
  19. Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы заданий: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Мурманск, 2006. — 22 с.
  20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — М.: — Т.1. — 392 с.
  21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Просвещение,1971. 147 с.
  22. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 364 с.
  24. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  25. Милютина О.В. Система логического освоения грамматики учащимися: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.02 – теория и методика обучения русскому языку. — Самара, 2000. — 18 с.
  26. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — М.: МЗ-Пресс, 2004. — С.55-56.
  27. Нургалеев В.С. Введение основ формальной логики в обучение младших подростков в условиях оптимизации образовательного процесса (на материале естественнонаучных дисциплин): автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.01 – общая педагогика. — Челябинск, 1996. — 24 с.
  28. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  29. Попова Т.Г. Развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. — Улан-Удэ, 2011. — 22 с.
  30. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. — М.:, 1989. — 151 с.
  31. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Просвещение, 1958. — 147 с.
  32. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1975. — 344с.
  33. Фаткуллова Л.Н. Формирование культуры логического мышления будущих учителей в условиях интегрального образовательного пространства: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Йошкар-Ола, 2010. — 23 с.
  34. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи. — М.: Интор, 1998. — 112 с.
  35. Юсупова Ш.М. Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях интегрированного обучения родному языку: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Душанбе, 2010. — 25 с.
  36. Cosio M.N., Williamson V.M. Timing of Homework Completion vs. Performance in General Chemistry // Journal of Science Education and Technology. – 2019. — Vol. 28, № 5. — P. 523-531. (In English) DOI: 10.1007/s10956-019-09783-x
  37. Jawad H.Q., Majwall M., Hussien A. The effect of teaching on the skills of logical thinking in the achievement of student’s achievement in biology // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2019. — Vol. 10. — № 6. — P. 1125-1129. (In English) DOI: 10.5958/0976-5506.2019.01440.2
  38. Park R. Practical Teaching Strategies for Hypothesis Testing // American Statistician. – 2019. — Vol. 73.  № 3. — 282-287. (In English) DOI: 10.1080/00031305.2018.1424034

 

Библиографическая ссылка: 

Антонова Т.В. Композиционное развертывание содержания учебного текста в формировании культуры логического мышления студентов ВУЗа // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 129-143. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.12