ISSN 2409-7616

Романова Е.С., Иванов А.В.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОБЩНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ В.И. СЛОБОДЧИКОВА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.39

Романова Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор  Института психологии социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 3523-2553, Author ID: 422204, E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

Иванов Александр Владимирович — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2422-2873, E-mail: aivanov7@rambler.ru

Аннотация. Данная статья посвящена только двум направлениям исследований известного российского ученого-психолога, доктора психологических наук, профессора В.И. Слободчикова, которому в этом году исполнилось 75 лет. В его концепции развития человеческой субъектности в онтогенезе раскрыты понятия: «субъективная реальность» как само=бытие человека, «со-бытийная общность» как онтологическое основание человеческой жизнедеятельности, и их механизмы развития, которые послужили основой для развития многочисленных психологических исследований в области возрастной психологии, теории коллектива и пр. В.И. Слободчиков занимался методологией исследования среды, рассматривая взаимоотношения и взаимодействия среды и личности, возможности среды в развитии ребенка и их границы, что обеспечило развитие социально-педагогических и социально-психологических исследований роли социальной среды в развитии личности, ее структуры, механизмов развития. Содержание статьи может быть интересно исследователям проблем педагогической и возрастной психологии, социальной педагогики, студентам бакалавриата и магистратуры.

Ключевые слова: субъективная реальность, со-бытийная общность, социальная среда, образовательная среда, культурно-образовательная среда школы.

 

Литература:

  1. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 3. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  2. Егорычев А.М. Социальная среда как фактор, определяющий социальное здоровье несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. — 2018. — № 4 (16). — С. 191-197. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37165982
  3. Иванов А.В. Проблема коллектива в новых историко-культурных условиях: монография. – М.: Перспектива, 2017. – 302 с.
  4. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М., 2016 – 120 с.
  5. Мардахаев Л.В. Синергетический анализ устойчивого развития воспитательной системы А.С. Макаренко // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 10. — С. 53-59. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22293907
  6. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 1. — С. 16. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23614641
  7. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социальное самочувствие современной российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 1 (14). — С. 10. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35217403
  8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. – 1997. – С. 183.
  9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. — Биробиджан, 2005.
  10. Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании. Концептуальные основания. – Москва-Киров, 2003.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – Т.1. – М.: Школа-Пресс, 1995. Психология развития человека. – Т. 2. – М.: Школьная пресса, 2000.
  12. Федосеева И.А. Создание среды в условиях инклюзивного образования / Инклюзивная образовательная среда и ее развитие: сборник научных трудов; Под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Российский государственный социальный университет. 2018. — С. 22-24.

 

Библиографическая ссылка: 

Романова Е.С., Иванов А.В. Развитие детской общности в условиях образовательной среды в концепции субъектности В.И. Слободчикова //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 423 — 430. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.39