ISSN 2409-7616

Макеева О.В., Матвеева Н.С., Бегишева А.М.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.47

Макеева Оксана Владимировна — кандидат педагогических наук, ученый секретарь Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук Новосибирск, Россия, SPIN-код: 6977-0256, E-mail: makeeva@spsl.nsc.ru

Матвеева Наталья Сергеевна — кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, заведующий отделом непрерывного профессионального образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 3484-4853, E-mail: matveeva@spsl.nsc.ru

Бегишева Анастасия Михайловна — главный специалист документообеспечения отдела непрерывного профессионального образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения, Российской академии наук, Новосибирск, Россия, E-mail: begisheva@spsl.nsc.ru

Аннотация. Авторы рассматривают проблему непрерывного профессионального образования в контексте профессионализма специалистов библиотечно-информационной сферы. Новизна исследования состоит в расширении области научного знания, касающегося изучения формирования профессионализма специалистов библиотечно-информационной сферы и роли непрерывного профессионального образования в данном процессе. В статье представлены результаты исследования демографических показателей слушателей дополнительных профессиональных программ, прошедших обучение в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук. Подчёркивается, что в современных условиях актуализируется роль дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов, возрастает его значимость в профессиональном развитии библиотекарей. Библиотечное сообщество России активно участвует в формировании системы непрерывного профессионального образования. Постоянное повышение требований к квалификации и уровню профессионализма побуждает молодых специалистов и библиотекарей серебряного возраста регулярно заниматься профессиональным развитием. Вместе с тем, библиотечная отрасль страны на протяжении многих лет испытывает значительные кадровые затруднения: дефицит профильных кадровых ресурсов, преобладание специалистов смежных сфер деятельности в структуре персонала, трансформация требований к компетенциям работников. ДПО библиотекарей нуждается в значительной модернизации, внедрении инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Авторы утверждают, что развитие непрерывного профессионального образования на основе внедрения инновационных образовательных практик – важнейший фактор развития современных библиотек и профессионализма их сотрудников. Внедрение информационных и цифровых технологий, автоматизация основных библиотечных процессов, использование инновационных стратегий формирования и организации фондов библиотек, методов обслуживания читателей и современный библиотечный менеджмент, все это требует от руководителей и специалистов библиотек новых профессиональных компетенций, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионализма специалистов библиотечной отрасли.

Ключевые слова: специалисты библиотечно-информационной сферы, непрерывное профессиональное образование, дополнительное профессио­нальное образование, библиотекарь, профессионализм.

 

Литература:

  1. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения 20.07.2019).
  2. Будущее России. Национальные проекты. [Электронный ресурс] URL: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 20.07.2019).
  3. Владимир Мединский провел совещание, посвященное подготовке кадров и повышению престижа библиотечной профессии // Министерство культуры РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.mkrf.ru/press/news/vladimir-medinskiy-provel-soveshchanie-posvyashche20171006161833// (дата обращения 20.07.2019).
  4. Воленко О.И., Скворцов Е.А. Система дополнительного профессионального образования, как социально-экономическая сфера общества: становление и развитие // ЦИТИСЭ. – 2017. — №4 (13). – С. 29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32336979
  5. Гребенкина Л.К. Социально-педагогические условия формирования профессионализма учителя и преподавателя высшей школы // Педагогический профессионализм в образовании: сб. научн. трудов XIII Международной науч.- практ.конф. / под ред. Е.В. Андриенко. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2018. — С. 33-
  6. Захаренко М.П. Профессиональная идентификация специалиста // Независимый библиотечный адвокат. — — №3. — С. 7- 10.
  7. Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А. Непрерывное профессиональное образование и обучение: состояние, регулирование, направления развития // Инновации. — — № 5 (187). — С. 57-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23076444
  8. Линдеман Е.В., Таран Е.Н. Развитие направлений деятельности ГПНТБ РОССИИ в сфере образования // Библиотека и образование: Ежегодный межведомственный сб. научных трудов. – М.: ГПНТБ России, 2016. – 82 с.
  9. Макеева О.В. Актуальные проблемы работы с персоналом библиотек на современном этапе развития библиотечного дела // Библиосфера. – 2018. – № 4. – С. 48–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36768845
  10. Макеева О.В., Матвеева Н.С. Кадровый резерв библиотеки: формирование и управление // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междун. науч. — практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко / под ред. Е.И. Артамоновой. – М.: Изд-во МАНПО, 2019. — С. 91-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37270487
  11. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). [Электронный ресурс] URL: https://www.ifla.org/cpdwl (дата обращения: 20.07.2019).
  12. Решение Коллегии Министерства культуры РФ «Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в РФ» от 05.03.2003 [Электронный ресурс]. — № 3. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/conceptphp (дата обращения: 20.07.2019).
  13. РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20190720/1556718023.html?utm_%20source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 20.07.2019).
  14. Тюрин Э.И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – № 3. – 2012. – С. 77–83.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152387
  15. Юсупова И.В. Роль системы непрерывного профессионального образования в обеспечении эффективности занятости региона // Профессиональное образование в России за рубежом. — № 4 (16). — — С. 95-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22837112

 

Библиографическая ссылка: 

Макеева О.В., Матвеева Н.С., Бегишева А.М. Непрерывное профессиональное образование в развитии профессионализма библиотечных специалистов // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 500—508. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.47