ISSN 2409-7616

Лопуха Т.Л., Манин А.А.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.30

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Манин Андрей Анатольевич — старший преподаватель кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: aam101278@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются проблемы педагогической поддержки социализации военнослужащих по призыву в современных социокультурных условиях военной службы. На основе исследования современного состояния и особенностей воспитания военнослужащих российской армии определяется сущность, содержание и задачи педагогической поддержки их социализации. На основе анализа широкого круга научных источников сформулирована методологическая основа исследования социализации военнослужащих по призыву – общенаучный системный подход. Изучены функции педагогической поддержки, ее цели и основные направления социализации, их место в проходящей становление системе военно-политической работы. Исследованы возможности военной службы по призыву в социализации военнослужащих. Авторы считают, что педагогическая поддержка социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву основана, прежде всего, на постепенном и целенаправленном усилении собственной активности и самостоятельности военнослужащего; развивающем обучении и воспитании; исправлении проблем социализации, связанных с недостатками допризывного воспитания; осознании и принятии военнослужащим индивидуально значимых результатов социализации на этапе военной службы по призыву. Педагогическая поддержка выступает инструментом социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву в единстве с моделированием благоприятной социальной ситуации развития в военном социуме и социально значимой деятельностью военнослужащих.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, социализация военнослужащих, военнослужащие по призыву, цели социализации.

 

Литература:

  1. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ от 12 октября 2016 года № 655 [электронный ресурс] // Правовая база и документация Вооруженных Сил Российской Федерации. – режим доступа: http://www.armywiki.ru/?p=787#pr1 (дата обращения 22.07.2018).
  2. Савин Ю.В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы: дис. … док. пед. наук: 13.00.02 / Савин, Юрий Викторович. – Тамбов, 2003. – 396 с.
  3. Драгомиров М.И. Что нужно офицеру, чтобы сформировать солдата в нравственном отношении // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / Сост.: А.И. Каменев, И.В. Домнин, др.; ред. А.Е. Савинкин. – М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.
  4. Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кодатенко, Оксана Михайловна. – Саратов, 1998. – 226 с.
  5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. – 384 с.
  6. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.М. Мирский. – М.: Эдиториал УРСС., 1997. – 450 с.
  7. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования: Ежегодник. – М.: Наука, 1980. – 224 с.
  8. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: УРСС, 1997. – 444 с.
  9. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. – М., 1993.
  10. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М.: Знание, 1972. – 72 с.
  11. Ильясова Т.В. Системное исследование учебного процесса средней школы с включением технических средств обучения: дис. … канд. пед. наук / 13.00.01 / Ильясова Тамара Васильевна. – М., 1979. – 229 с.
  12. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе? – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – 133 с.
  13. Куракин А.Т. О системном подходе в теории воспитания // Проблемы теории воспитания. – М.: Педагогика, 1974. – 260 с.
  14. Саранов А.М. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем: дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Саранов Алексей Михайлович. – Волгоград, 2000. – 385 с.
  15. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 63-81.
  16. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: сб. научных трудов. Вып.3.– Краснодар, 1998.– С. 50-61.
  17. Газман О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября. – 1995. – № 119. – С. 3-6.
  18. Касицына Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н.В. Касицына, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: Сфера, 2010. – 160 с.
  19. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики: кн. для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. – М.: Нар. образование, 2003. – 441 с.
  20. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Мацкайлова Ольга Андреевна. – Воронеж, 2010. – 400 с.
  21. Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Н.Б. Крылова, др. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
  22. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.
  23. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. – М.: Бином, 2014. – 224 с.
  24. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореферат дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Гукаленко Ольга Владимировна. – Ростов-на-Дону, 2000. – 404 с.
  25. Кевля Ф.И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка: дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Кевля Фаина Ильинична. – М., 2002. – 339 с.
  26. Салахутдинова Е.С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению: дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Салахутдинова Елена Самигулловна. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
  27. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: дис. … док. пед. наук: 13.00.01 / Соколова Надежда Анатольевна. – Челябинск, 2007. – 373 с.
  28. Белова Е.С. Педагогическая поддержка социализации студента вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Белова Елена Сергеевна. – Оренбург, 2015. – 211 с.
  29. Краснопёрова А.Г. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Краснопёрова Алла Георгиевна. – Краснодар, 2015. – 23 с.
  30. Никитина Е.Л. Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Никитина Елена Леонидовна. – Киров, 2005 – 192 с.
  31. Сиверская У.П. Педагогическая поддержка как технология достижения подростками индивидуальной успешности в учении: монография. – М.: Илекса, 2010 – 174 с.
  32. Соломатина С.Г. Педагогическая поддержка социализации младших подростков в условиях школы-интерната: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Соломатина Светлана Геннадьевна. – М., 2012. – 178 с.
  33. Васильцов Ю.А. Педагогическая поддержка военно-профессионального самоопределения старшеклассников: автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Васильцов, Юрий Александрович. – Ростов-на-Дону, 2005. – 18 с.
  34. Голицына И.А. Социально-педагогическая поддержка будущих офицеров как целевая функция преподавателя военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Голицына Ирина Авенировна. – Ярославль, 2006. – 25 с.
  35. Демочкин С.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Демочкин Сергей Васильевич. – Ярославль, 2011. – 23 с.
  36. Дмитриев И.Н., Шарухин, А.П. Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ к решению тактических задач: монография. – Новосибирск: НВИ, 2017. – 114 с.
  37. Локтионов А.Г. Педагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Локтионов Александр Геннадиевич. – Ставрополь, 2008. – 23 с.
  38. Москвин В.Г. Психолого-педагогическая поддержка личностно-профессионального самоопределения учащихся специализированных классов военно-пограничного профиля: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Москвин Виктор Геннадьевич. – Хабаровск, 2001. – 20 с.
  39. Оспенников С.В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Оспенников Сергей Валентинович. – Кемерово, 2017. – 26 с.
  40. Свинарева О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Свинарева Ольга Викторовна. – М., 2017. – 24 с.
  41. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  42. Ванина О.В. Формирование жизненной перспективы старшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Ванина Ольга Викторовна. – М., 2006. – 185 с.
  43. Гелас М.В. Формирование личностных перспектив у старшеклассников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Гелас Марина Вадимовна. – Кострома, 2006. – 215 с.
  44. Лебедев Д.Ю. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Лебедев Денис Юрьевич. – Кострома, 2002. — 204 с.
  45. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рубцова Татьяна Юрьевна. – Кемерово, 2014. – 236 с.
  46. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. – Киев: Наукова Думка, 1988. – 144 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Лопуха Т.Л., Манин А.А. Содержание педагогической поддержки процессов социализации военнослужащих по призыву в системе военно-политической работы //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 304 — 318. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.30