ISSN 2409-7616

Ковтун О.И., Ангельская Е.А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.34

Ольга Игоревна Ковтун — кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский  государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 7161-9105, E-mail: kovtuolga@yandex.ru

Екатерина Александровна Ангельская — студент магистратуры факультета государственного сектора, Новосибирский  государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия, E-mail: katalina1995@yandex.ru

Аннотация. В данной статье авторы рассмотрели базовые категории и методологические принципы институционального анализа применительно к мировой торговле. Исследуется  влияния таких неформальных институтов  как деловой репутации, оппортунистического поведения и различия в  менталитете как факторы, способствующие или усложняющие освоение компаниями новых рынков для своей продукции в разных регионах мира и заключению сделок с новыми иностранными партнерами. Предлагаются конкретные рекомендации — каким образом можно снизить трансакционные издержки кампании, связанные с функционированием неформальных институтов во всех трех изучаемых случаях. Авторы рассмотрели деятельность неформальных институтов на примере, описывающем влияние репутационных механизмов на изменение положения компании в иерархии ТНК в  случае  наложение США санкций на китайского производителя телекоммуникационного оборудования — компанию «Huawei». Оппортунистическое поведение кампаний и его влияние на величину  транзакционных издержек изучены на примере деятельности ряда китайских пищевых кампаний  в связи с «меланиновым скандалом». И влияние особенностей менталитета нации на трансакционные издержки кампании, связанные с освоением новых рынков сбыта, исследованы на примере деятельности швейцарской кампании «Nestle»  в период конфликта  с детским питанием бренда Gerber на территории эфиопского рынка. На примере китайской компании «Huawei», кампании «Nestle» и др.

Ключевые слова: деловая репутация фирмы, оппортунистическое поведение экономических агентов, менталитет, неформальные институты.

 

Литература:

  1. Gartner Says Global Smartphone Sales Stalled in the Fourth Quarter of 2018 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-02-21-gartner-says-global-smartphone-sales-stalled-in-the-fourth-quart (дата обращения : 30.06.2019)
  2. Воловик Н.А. Деловая репутация как фактор повышения эффективности деятельности кампании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. — №5. – С. 96-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29384970
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f9498350007fc6def03006086be05e29c6f32397/
  4. Григорян Е.С. Деловая репутация как фактор устойчивого развития предприятия// XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. – 2015. — Т.2. — №1(23). – С.251-256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23278349
  5. Дегтярева С.В. Исследование менталитета в институциональной структуре национальной экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2016. -№1. – С.27-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084071
  6. Ковтун О.И., Таннагашева Р. И. Анализ видов оппортунистического поведения и способы его предотвращения// Проблемы экономической науки и практики. Сборник научных трудов. Под ред. С.А. Филатова. – Новосибирскб 2015. – с. 81-88.
  7. Козлова Е.В. Экономические механизмы выявления и ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях //Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. — №10 (264). — С. 117-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17734794
  8. Конфликт США и Huawei — хронология и причины https://habr.com/ru/post/453084 (дата обращения: 14.06.2019)
  9. Мировой рынок товаров класса люкс вырастет за счет Китая [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/mirovoj-rynok-tovarov-klassa-lyuks-vyrastet-za-schet-kitaya-37608.html (дата обращения: 18.06.2019)
  10. Овод И.В., Моисеев С.В., Муродалиев З.Д. К вопросу о понятии деловой репутации// Новая наука: теоретический и практический взгляд. — 2016. — №5-2(8). –С. 258-261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25949556
  11. Петросян А.Д. Технологии государственного регулирования внешнеторговыми конфликтами как инструмент формирования имиджа страны на мировом рынке// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2012. -№2. – С. 72-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17760541
  12. Савина Т.С. Влияние корпоративной и социальной ответственности на деловую репутацию кампании / Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. экон. наук. – Великий Новгород, 2013. – 31 с.
  13. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. — Вып.3, 1993. – С.16-38.
  14. Сенина Ю.А. Репутация кампании как фактор инвестиционной привлекательности // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №5. – С. 151-154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26194878
  15. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS Вып.3, 1993. – с.39- 49.
  16. Узлов Ю.А. Менталитет как институциональный фактор развития экономики //Общество: политика, экономика, право. – 2011. -№3. – с.60-66. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16921152
  17. Фиськова Л. Н. Институциональные ловушки процесса формирования хозяйствующего субъекта // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. — 2009. — №2 (37). — С. 203-208. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21043197

 

Библиографическая ссылка: 

Ковтун О.И., Ангельская Е.А. Институциональный подход в мировой торговле: роль и значение неформальных институтов //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 355 — 368. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.34