ISSN 2409-7616

Манакова И.А., Савчик Е.Н.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.19

Манакова Ирина Александровна  — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления качеством, стандартизации и документационного обеспечения управления, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3011-7023, E-mail: manakova_ira@mail.ru

Савчик Елена Николаевна  — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления качеством, стандартизации и документационного обеспечения управления, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 7848-3733, E-mail: savchik_elena@mail.ru

Аннотация. Современные тенденции развития машиностроительной отрасли предъявляют высокие потребительские требования к качеству выпускаемой продукции, что приводит к необходимости поиска предприятиями новых механизмов в области менеджмента. В связи с чем, целью данного исследования является определение подходов в области устойчивого развития, обеспечивающего высокое качество продукции, эффективность бизнес-процессов, экономическую стабильность, а также выполнение обязательств в области экологической и социальной ответственности. В статье обосновывается важность внедрения в деятельность предприятия системы менеджмента качества, направленной на обеспечение постоянного улучшения качества и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей, а также других заинтересованных сторон, что позволит повысить эффективность деятельности и занять на рынке устойчивую позицию. Проведен анализ состояния развития машиностроения, в том числе определены существующие проблемы в отрасли. Рассмотрены принципы менеджмента качества и устойчивого развития предприятия, а также разработана интегрированная модель требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 20121-2014. Применены инструменты управления качеством: граф связей – определение причин возникновения  проблемы «Невыполнение требований заинтересованных сторон»; древовидная диаграмма – систематизация заинтересованных сторон и их требований; матричная диаграмма – определение ключевых заинтересованных сторон и бизнес-процессов, влияющих на реализацию их требований. Предложенные рекомендации позволят предприятию улучшить систему управления и сделать ее более «прозрачной» для руководства и для других заинтересованных сторон.

Ключевые слова: система менеджмента качества, машиностроение, устойчивое развитие, процесс, заинтересованные стороны, стандарты ИСО.

 

Литература:

  1. Казаков Б. А., География и экономика видов деятельности. Основы промышленных производств: учеб. пособие / Б. А. Казаков, А. С. Лучников; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2017. – 252 с.
  2. Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/mechanical_engineering_demo34.pdf
  3. Экономика России. Производственная сфера [Электронный ресурс] / Машиностроительный комплекс России. Справочные сведения. – Москва. – 2018. – Режим доступа: ttps://geographyofrussia.com/mashinostroitelnyj-kompleks-rossii-spravochnye-svedeniya/
  4. Тополева Т. Н., Устойчивое развитие машиностроительного комплекса в конкурентной // Экономические исследования и разработки. – научно-исследовательский журнал. – 2018. – Режим доступа: http://edrj.ru/article/05-02-2018
  5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. – Введен впервые 11.2015. – М: Стандартинформ, 2015. – 32 с.
  6. Нелина В.В. Совершенствование систем менеджмента на основе требований стандартов ISO версии 2015 года // Научные труды КубГТУ. – 2017. — №1. Режим доступа:  http://ntk.kubstu.ru/file/1343
  7. Система менеджмента качества сегодня – это экономически выгодная система управления организацией, прежде всего для самого предприятия при работе в условиях конкурентной борьбы [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY11/smk-today.htm
  8. Дзедик В.А. Создание и аудит систем менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2015 / В. А. Дзедик, А. Езрахович. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2015. – 300 с.
  9. ГОСТ Р ИСО 20121-2014 Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий. – Введен впервые 12.2015. – М: Стандартинформ, 2015. – 39 с.
  10. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введен впервые 11.2015. – М: Стандартинформ, 2015. – 53 с.
  11. ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство – Введен впервые 07.2016. – М: Стандартинформ, 2016. – 30 с.
  12. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством / В. В. Ефимов. — М.: КНОРУС, 2009. — 232 с
  13. Управление качеством продукции машиностроения / М. М. Кане [и др.]; под общ. ред. М. М. Кане. – М.: Машиностроение, 2010. – 416 с.
  14. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко,   Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и  качество». –2005. – 248 с.
  15. Савчик Е.Н., Манакова И.А. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в системе менеджмента качества организации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 7 (72). – С. 734–738. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26364459

 

Библиографическая ссылка: 

Манакова И.А., Савчик Е.Н. Система менеджмента качества как основа устойчивого развития предприятия // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 183-194. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.19