ISSN 2409-7616

Чупаха И.В.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.05

Чупаха Ирина Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, SPIN-код: 2471-8200, E-mail: irina-chupakha@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается социокультурный и воспитательно-образовательный потенциал и возможности современных музеев, их основные функции. В современном понимании – это общедоступное общественно-культурное учреждение, обеспечивающее не только сохранность исторической памяти прошлого в виде физических и духовных раритетов, но и имеющее огромный воспитательно-образовательный потенциал, направленный на приобщения к культуре всех граждан страны (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые). Большинство современных музейных проектов социально ориентированы, тем самым, посредством их реализации осуществляется механизм обратной связи между человеком (посетителем музея) и обществом, между личным опытом и историческим знанием. Решая, в первую очередь, воспитательно-образовательные цели и задачи, музейная педагогика, в то же время, способствует разработке и внедрению новых форм экспонирования и реализации технологий музейного дела, продуцирует новые способы работы с самой разной социальной аудиторией. Необходимо выделить основные характеристики современного музея: степень его открытости и доступности для посещения граждан независимо от социального положения и статуса; достаточно высокий уровень их профилизации, который позволяет эффективно целенаправленно и системно организовывать и реализовывать социокультурную, просветительскую и воспитательно-образовательную деятельность; возможность создания школьных музеев определенной предметной направленности; использование самых различных традиционных и инновационных форм, методов и технологий работы музея с посетителями.

Ключевые слова: музей, формирование духовной культуры, культуросозидающий потенциал, музейный материал, образовательная функция, музейная педагога.

 

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1983. — 560 с.
  2. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. 2017. — С. 68-75.
  3. Князькова Е.А., Береза Н.А., Квитковская А.А. Проблемы и возможности молодого ученого в современной России // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: материалы круглого стола с международным участием / под общей редакцией Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 97-99.
  4. Лаптева М.А. Музей как социальный институт: социально-философский анализ. Дисс…канд. философ. наук. — Красноярск. 2006. — 149 с.
  5. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебно-методические материалы. — Москва, 2003.
  6. Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система. Дисс…докт. пед. наук. — Санкт-Петербург. 2005. — 509 с.
  7. Никишин H.A. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М., 1989.
  8. Образовательная деятельность художественного музея: труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики // Мин. культуры РФ. Государственный русский музей. Академия образования РФ. Северо-западное отделение. 1995-2000. Выпуски № 4-6.
  9. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / Егорычев А.М., Сизикова В.В., Мардахаев Л.В., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., Рунов С.С., Фомина С.Н., Князькова Е.А., Быковская Т.Е., Береза Н.А. – М., 2017.
  10. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа. 2004. — 216 с.
  11. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. — Ижевск: Ассоциация «Научная книга». 2007. — 139 с.
  12. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / под ред. А.В. Гулыга. — М.: Мысль. 1982. — 576 с.
  13. Фролов А.И. Основатели российских музеев: Учеб. Пособие. — М. 1991.
  14. Чесняк М.Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики. Дисс…канд. пед. наук. — Ставрополь. 2006. — 171 с.
  15. Юхневич М.Ю. Музейная аудитория и ее изучение // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб. 1998.