ISSN 2409-7616

Насибуллин Р.Р.

СЕМИНАР ПО СОЦИОЛОГИИ В ПОНЯТИЯХ ВУЗОВСКОЙ ДИДАКТИКИ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.13

Насибуллин Рустем Равилевич —  кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Уфа, Россия, ORCID: 0000-0002-2385-7811, E-mail: nasibullin.rr@mail.ru

Аннотация. Принято считать, что одним из основных элементов образовательного процесса в вузе выступают семинарские занятия, задача которых не только усвоение новых знаний, но и формирование у студентов системного, логически последовательного мышления, необходимого не только для понимания социологической науки. Логически последовательное мышление в свою очередь подразумевает формирование навыков аргументированного обоснования своих суждений. Однако реформы образования привели к сокращению количества часов, что объективно обостряет  противоречие между возросшими требованиями к организации семинарских занятий, с одной стороны, и  катастрофическому сокращению отведенного для занятий времени, с другой. В этих условиях на плечи конкретного преподавателя ложится ответственность за результаты благих намерений реформаторов, который находится в стрессовой ситуации, связанной с необходимостью  постоянного поиска новых способов управления временем, контроля за каждой минутой отведенного времени. В статье изложены некоторые методические аспекты экономии времени при одновременном обеспечении соответствующего качества проведения семинарских занятий в техническом вузе, в том числе по учебной дисциплине «Социология»,  в условиях критического уровня ограниченности учебного времени.

Ключевые слова: семинар, методика, преподаватель, студент, система обучения, образовательные технологии, тайм-менеджмент.

 

Литература:

  1. Абрамкина С. Г., Еньшина Н. А. Использование качественных методов преподавания социологии в вузе. — Барнаул: 2003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prepodavaniya-sotsiologii-u-studentov-neprofilnyh-spetsialnostei
  2. Диалоги / пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1998. — 83 с.
  3. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебн.пособие.-Мн.: ТетраСистемс, — 238 c. URL: https://www.studmed.ru/view/elsukov-an-metodika-prepodavaniya-sociologii-v-vysshey-shkole-uchebnoe-posobie_e2d8b338ef3.html
  4. Яковлев И. В. Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ, 2-е изд. — М.: 2016. — 507с. URL: https://alleng.org/d/phys/phys667.htm
  5. Кругликов Г.И. Методы профессионального обучения с практической работой: учебная помощь для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 48 с. URL: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragmentpdf
  6. Насибуллин Р.Т., Шарипов Ф.В. Высшее образование России в лабиринтах инновационного развития.//Высшее образование сегодня, № 9, 2017. — с.8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30057780
  7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – Кн.1. – М., 1995. — 688 с. URL: http://lib.mdpu.org.ua/load/psihologiya/nemov_r__s__psihologiya__knigapdf
  8. Овсянников В. Г., Шурупова М.Ф. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социс. — 1993. — № 11. — с. 28–38.
  9. Оганян К. М., Оганян К. К. Методика преподавания социологии: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 163 с. URL: https://studfiles.net/preview/5879455/
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000. — 712 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/index.php
  11. Смелзер Н. Социология: пер.с англ.- М.: Феникс, 1994. — 688 с. URL: http://socioline.ru/pages/nejl-smelzer-sotsiologiya-uchebnik
  12. Ткаченко А. В. Методика преподавания социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2015. — 369 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. URL: http://urss.ru/PDF/add_ru/193705-1.pdf
  13. Парсонс Т. О социальных системах.- М.:2002. — 828 с. URL: http://www.pavroz.ru/files/parsonsosistemah.pdf
  14. Шарипов Ф.Г. Методика преподавания в высшей школе: компетентностный подход: учеб.пособие/ -М.: Университетская книга, 2017. — 586 с. URL: https://rucont.ru/efd/590618
  15. Экономико-математический словарь.  Лопатников Л.И. Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с. URL: http://alleng.org/d/econ/econ268.htm
  16. Янова В.В. Я64 Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с.URL: http://old.kpfu.ru/student/t/econ.pdf

 

Библиографическая ссылка: 

Насибуллин Р.Р. Семинар по социологии в понятиях вузовской дидактики и тайм-менеджмента // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 120–127. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.13