Электронный научный журнал

Тукачева Т.П.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.09

Тукачева Татьяна Павловна — аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, старший помощник начальника  редакционно-издательской группы Пермского военного института войск  национальной гвардии, Пермь, Россия, SPIN-код: 1513-7181, E-mail: Nice.tukacheva@mail.ru

Аннотация. В быстро меняющихся условиях современного общества востребованной становится личность, способная быстро реагировать на изменяющиеся условия и использовать эффективные стратегии поведения, направленные на разрешение трудной ситуации, что предъявляет особые требования к личностным ресурсам человека. В статье представлены основные результаты ретроспективного и феноменологического анализа понятия «копинг-поведение», проведенного в рамках научного исследования, посвященного проблеме формирования копинг-поведения курсантов военных образовательных организаций. Анализ исторического развития изучаемого феномена позволил сделать вывод, что генезис проблемы формирования копинг-поведения целесообразно определить с 1917 г., что обусловлено тем, что мировая война и впоследствии Октябрьская революция в полной мере изменили политический строй в России; изменение идеологии и политического курса привели к зарождению советской педагогики.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, стресс, эмоциональная реакция, совладание со стрессом, стрессоустойчивость, способы преодоления стресса.

 

Литература:

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова [Текст] // Психол. журнал. – 1994. – Т. 15. – №1. – С.3–17.
  2. Бандура А. Принципы социального научения [Текст]. / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ. – 1984. – С. 55–60.
  3. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами / С.А. Баскакова [Текст] // Социальная и клиническая психиатрия. – Т. 20. Вып. 2. – М., – 2010. –С.88–97. URL:    https://elibrary.ru/item.asp?id=15056350
  4. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций//Психологический журнал. – 2004. – №6. – С. 21–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17699162
  5. Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним. М.: Наука, – 1998. –343-457 с.
  6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22582384
  7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита для детей. СПб.: Речь, – 2000. – 507 с.
  8. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, – 1979. – 124 с.
  9. Тукачева Т.П. Теоретико-методологические основы изучения стресса жизни офицеров войск национальной гвардии // Приоритетные направления развития системы военного образования: сб. науч. тр. под общей редакцией В.Ф. Купавского. Пермь. – 2018. – С. 348–354.
  10. Уварина Н.В. Социальный аспект проблемы классификаций психолого-педагогических концепций развития личности // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управление образовательными системами (25 января 2017 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова, в 2 ч.. Ч 2 – М.: МПГУ, 2017. – с. 313-320. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32410260
  11. Hobfoll S.E. Resource conservation as a strategy for community psychology / S.E. Hobfoll, R.S. Lilly // Journal of Community Psychology.–1993. – № 21. – P. 128–148.
  12. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment / L. A. Pervin, M. Lewis (eds.), Perspectives in interactional psychology. New York: Pervin, – 1978 – P. 287–327.

 

Библиографическая ссылка: 

Тукачева Т.П. История развития понятия «копинг-поведение»  в современной науке // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 80–86. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.09