Электронный научный журнал

Бажутин А.А.

ПАРАМЕТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.11

Бажутин Андрей Александрович — адъюнкт,  Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия. E-mail: bazhutin@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме диагностики научно-исследовательской компетентности будущих офицеров войск национальной гвардии России, как одной из основных профессиональных компетентностей специалистов Росгвардии. С этой целью уточнена сущность понятия «научно-исследовательская компетентность курсантов» с представлением различных взглядов на данный феномен и определены составляющие её компетенции (информационная, операционно-деятельностная, когнитивная, верификационная, мотивационная, рефлексивная, коммуникативная); уточнена сущность каждой компетенции и степень влияния их на уровень развития научно-исследовательской компетенции как системы; компетенции дифференцированы на базовые и сопутствующие, описаны характеристики этих уровней, для каждой из составляющей компетенции определен коэффициент влияния, необходимый для диагностики научно-исследовательской компетентности. Определены характеристики уровней (недостаточный, достаточный, высокий) научно-исследовательской компетентности и ее составляющих компетенций. Представлен вариант расчета уровня научно-исследовательской компетентности курсантов и результаты констатирующего эксперимента по изучению обозначенного феномена. Доказано соответствие выборок контрольной и экспериментальной групп единому закону распределения с помощью теста Колмогорова – Смирнова. Графически представлены соотношения уровней развития компетенций контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента. Проведен анализ полученных результатов, показывающий недостаточный уровень развития научно-исследовательской компетентности курсантов военного вуза, определяющий перспективы создания технологии формирования научно-исследовательской компетентности в условиях функционирования военно-научного общества курсантов.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, базовые и сопутствующие компетенции, структура научно-исследовательской компетентности, характеристики её уровней, диагностика научно-исследовательской компетентности курсантов.

 

Литература:

  1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22-46.
  2. Бибик Н. Компетентностный подход: рефлексивный анализ применения / Н. Бибик // Компетентностный подход в современном образовании. Мировой опыт и украинские перспективы: б-ка с образовательной политики / [Н. М. Бибик, Л. С. Вашуленко, А. И. Лапша и др .; под общ. ред. А. В. Овчарук]. — М., 2004. — С. 47 — 52.
  3. Жалдак М. Модель системы социально-профессиональных компетенций учителя информатики / М. Жалдак, Ю. Рамский, М. Рафальская // Информатика. — № 20 (500), май. — 2009. — С. 3 — 11.
  4. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. 2005 № 3 (33) – С. 31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11530521
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 381 с.
  8. Комарова Ю. А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008 – Выпуск 11 (68). – С. 69–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11603980
  9. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы библиотека с образовательной политики / [под. общ. ред. А. В. Овчарук]. — М.: «К.И.С.», 2004. — 112 с.
  10. Кузнецов Р.А. О проблеме формирования ценностно – смыслового отношения к военной службе курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 136 – 141. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37525967
  11. Лекомцева Е.Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра // Ярославский педагогический вестник. – 2009 – Выпуск 3 (60). – С. 92–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15200984
  12. Литвинова, Е. Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность» [Электронный ресурс] / Е. Г. Литвинова. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com
  13. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.
  14. Осипова, С.И. Развитие исследовательской компетентности одарённых детей [Текст] / С.И. Осипова. – ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgru.ru/conf/17.doc.
  15. Пометун А. И. Формирование гражданской компетентности: взгляд с позиции современной педагогической науки / А. И. Пометун // Вестник программ.
  16. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. Брянск: БГУ имени академика И.Г. Петровского, 1999. — 177 с.
  17. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003 – № 2.- С. 58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696541
  18. Юдин Д.А. О проблеме формирования информационно-психологической устойчивости (ИПУ) будущих офицеров ВНГ России / Д.А. Юдин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2018. – №3 (45). – С. 230-236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35781335

 

Библиографическая ссылка: 

Бажутин А.А. Параметральные характеристики и результаты диагностики научно-исследовательской компетентности курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 95–107. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.11