Электронный научный журнал

Богучарский А.Н.

ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Александр Николаевич Богучарский — доцент кафедры социальной работы, Государственный университет «Дубна» (Дубна, Россия), SPIN-код: 9306-0291 / AuthorID: 710954,  E-mail: b06081964@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу развития системы геронтообразования и геронтокультуры в нашей стране, выявлению особенностей геронтообразования, как части системы образования. Обсуждаются некоторые особенности самореализации личности пожилого человека и определяется роль геронтообразования как необходимого условия успешной самореализации пожилого человека в условиях современного информационного общества, тем более что происходящие в нашей стране социальные процессы и явления полностью меняют социальную реальность, это приводит к тому, что люди (пожилые – не исключение), независимо от их желания, находятся в постоянном адаптационном процессе к новой социальной реальности. Автор приходит к выводу о том, что геронтообразование содействует частичному снятию экономических проблем путем решения вопросов по самообслуживанию, помощи близким, дает шанс нахождения ниши для посильного труда. Один из наиболее важных полученных выводов состоит в том, что связанное с возрастом снижение показателей интеллектуальной активности можно предотвратить посредством целенаправленного и систематического (периодического) обучения, что  ведет к формированию качественно нового облика старости как возможного эталона (идеала) для достижения его более молодыми поколениями.

Ключевые слова: геронтообразование, геронтокульра, самореализация пожилого человека, интеллектуальная активность, интеграция в образовательное пространство, новая модель старости.

 

Литература:

  1. Быков А.К. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования» // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  2. Егорычев А.М Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. — № 13 (342). — С. 50-59.
  3. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  4. Кязимов К.Г. Формирование и развитие инновационной образовательной среды вуза: монография. – М. АТ и СО. 2012.
  5. Кононыгина Т.М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. — Орел: Красная строка, 2006.
  6. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. 2008. -№ 8. — С. 52-59.
  7. Овсянникова Н.В. Геронтологическая модель в традиционной и современной культуре: сравнительный анализ // Запад – Россия – Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: сб. ст. VIII международ. науч.-практ. конф. / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2014. – С. 548-554.
  8. Сарычев А.С. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе // ЦИТИСЭ. 2017. -№ 3(12).
  9. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р.
  10. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Социальная модель непрерывного профессионального социального образования. — М.: Изд-во РГСУ, 2009.- 144 с.
  11. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов социальной работы в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО) третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. — № 1. — С. 22-28.
  12. Старовойтова Л.И. Социальное образование и просвещение в современном обществе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 4 (52). С. 73-81.
  13. Старовойтова Л.И. Пожилые в современном обществе: преодоление стереотипов // Человеческий капитал. 2015. — № 8 (80). — С. 108-110.
  14. Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова — М.: Дашков и К, 2016. — 552 с.
  15. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86.
  16. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. 2015. — № 1.- С. 71-75.
  17. Information literacy of older people: social aspects of the problem. Akhtyan A.G., Anikeeva O.A., Sizikova V.V., Shimanovskaya Y.V., Starovoytova L.I., Medvedeva G.P., Kozlovskaya S.N. // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. — № 11. — С. 1789-1799.