Электронный научный журнал

Батищев В.С., Андросова И.В., Степанова А.Р.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Владимир Сергеевич Батищев — студент  кафедры машиностроительных технологий и оборудования Юго-Западного государственного университета (Россия, Курск), E-mail: batis.vladimir@gmail.com

Ирина Владимировна Андросова — кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной  экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (Россия, Курск). РИНЦ SPIN-код: 5052-3538, E-mail: androsova.irina@rambler.ru

Анна Романовна Степанова — студентка  кафедры  региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (Россия, Курск), E-mail: Stepanova788@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем развития малого предпринимательства в России. Целью статьи является выделение стратегических направлений развития малого предпринимательства на основе анализа его развития. При написании статьи использованы нормативно-правовые документы;  официальные статистические данные; материалы периодической печати. Исследование базируется  на использовании системного, комплексного и процессного подходов к решению проблем, также использованы экономико-статистические и программно-целевые методы. Роль малого предпринимательства в современной экономике заключается в создании рабочих мест, участии в формировании бюджетов различных уровней.  Для выявления приоритетов развития малого предпринимательства проанализировано состояние субъектов малого предпринимательства в России за последние пять лет. Для российской экономики характерно превышение доли микропредприятий по отношению к малым и средним. Вклад малых предприятий в ВВП  России превышает чуть более 20% по итогам 2018г. При этом отмечается, что данные значения далеки от аналогичного показателя по зарубежным странам. Отраслевая структура показывает, что малые предприятия сосредоточены преимущественно в торговле и строительстве. Для развития малого предпринимательства создаются условия различного рода поддержки, а именно: субсидии, лизинговые услуги, бизнес-инкубирование. Изучение Стратегии развития малого предпринимательства позволило сделать вывод о том, что по состоянию на текущий момент времени ряд показателей выполнены и планируются к достижению к 2020 г. По результатам проведенного исследования выявлены проблемы в развитии малого предпринимательства, к которым можно отнести: копирование региональных программ Федеральны х програм м развити я и поддержк и предпринимательств а; ряд мероприятий носит бюрократический характер, т.е. представителям предпринимательского сообщества необходимо пройти множество формальных процедур для получения финансовой поддержки;отсутствие ряда эффективных способов поддержки развития малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегия развития малого предпринимательства, малый бизнес, экономика, государство.

 

Литература:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СּПּСּ КּоּнּсּуּлּьּтּаּнּтּПּлּюּсּ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.economy.gov.ru
  3. Абрамов, В.Н. Проблемы стратегического управления в малом бизнесе [Текст] / В.Н.Абрамов //Вестник научных конференций. 2016. № 9-2 (13). С. 7-8.
  4. Вертакова, Ю.В., Положенцева, Ю.С. Повышение устойчивости регионального развития на основе сглаживания территориального неравенств: монография [Текст] // Старый Оскол, ТНТ, 2009.- с.248
  5. Кошелева, Т.Н. Подходы к оценке перспектив развития малого предпринимательства [Текст]/ Т.Н.Кошелева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (28). С. 23-26.
  6. Согачева О.В., Симоненко Е.С. Алгоритм оценки эффективности функционирования малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 3 (33). С. 135-140.
  7. Министерство экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru (Дата обращения 10.07.19)
  8. Правительство РФ: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru//(Дата обращения 08.07.19)
  9. Большой портал для малого бизнеса: [Электронный ресурс] // Режим доступа https://www.business.ru/(Дата обращения 09.07.19)
  10. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.gks.ru/(Дата обращения 08.07.2019)