ISSN 2409-7616

Мартынова М.Д,

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ГЛОКАЛИЗАЦИИ

Марина Дмитриевна Мартынова — кандидат философских наук, доцент,профессор кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет» (Россия, Саранск), SPIN-код:1287-0833, E-mail: martynovamd@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния виртуального пространства на ценностные предпочтения современной молодежи. В силу своих характеристик это влияние имеет глобальный масштаб распространения, поскольку предоставляет обширные возможности для индивидуума. Статья содержит анализ характерных особенностей современного поколения молодежи – цифрового поколения, его ценностных установок и навыков, сформированных компьютерными играми. Помимо безграничных возможностей виртуальное пространство несет в себе определенные вызовы и угрозы для самореализации молодежи. Локального решения требуют противоречия глобализации информационного пространства и определения личностью индивидуального места в нем: навыки, приобретенные в виртуальном пространстве, не всегда «работают» в социальной практике; формирование карьерных устремлений и «несовпадение» профессиональной подготовки с потребностями современного рынка труда. Приведены данные многочисленных опросов всероссийского уровня и результаты опроса студенческих лидеров, проведенного автором статьи. Особое внимание уделено проблеме самореализации, что связано с ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Приводится мнение студентов об инструментах самореализации и карьерных устремлениях. Обладая своеобразными характеристиками, современное поколение молодежи сталкивается с вызовами отсроченности прямого включения в трудовую деятельность, смены востребованности профессий, узкой специализации, неустойчивой занятости, отсутствия «надпрофессиональных» навыков и умений, роста интернет-экономики и т.д.

Ключевые слова: глобальные и локальное, виртуальное пространство, вызовы и угрозы, самореализация молодежи, «надпрофессиональные» навыки, угроза прекариата.

 

Литература:

  1. Атлас новых профессий. Москва, 2014. http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.
  2. Барлоу Джон Перри. Декларация независимости Киберпространства. http://www.dnn.ru/indep.htm.
  3. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Вяземский Е. Е., Евладова Е.Б. Ведущие тенденции развития образования в контексте вызовов глобализации. // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 273 с. — С. 51-58.
  5. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. — 120 с.
  6. Мармер Э. Что такое прекариат // NEUE ZEITEN LTC Media Verlag. Frankfurt am Main, Germany. NR.0 05 (071) 2009. http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/07/24/chto-takoe-prekariat.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаева. – СПб: Евразия, 1999. – 479 с.
  8. Паутова Л.А. Homo Studentis или «локомотив» нового поколения. http://bd.fom.ru/pdf/presentpXXI.pdf
  9. Паутова Л.А. Поколение Y: цели, мечты, практика. http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/prezzp2306
  10. Проект RuGenerations http://rugenerations.su
  11. Поколение ЯЯЯ. Блог активных людей http://iamhuman.ru/?option=com_easyblog&view=entry&id=537&start=
  12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994. – 314 с.
  13. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России \\ Общество. Среда. Развитие. 2015. — №3. — С. 150-153.
  14. Уразов Р. Навыки вместо профессий: как изменится российский рынок труда. https://www.rbc.ru/business/03/04/2018/5ac324499a7947b458d711da
  15. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 273 с.
  16. Фонд «Общественное мнение», ВШЭ. https://fomgeneration.wordpress.com/
  17. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.
  18. Johnson S. Everything Bad Is Good for You: How Today’s Popular Culture Is Actu-ally Making Us Smarter. – Riverhead, 2005. – 250 p.
  19. Stein J. Millennials: The Me MeMe Generation: Why millennials will save us all / Monday, May 20, 2013. http://content.time.com/ time/magazine /article/ 0,9171,2143001,00.html#ixzz2 jaE8RTBk
  20. Shawn C., Aaron R. The Impacts of Video Games on Cognition (and How the Government Can Guide the Industry \\ Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/2372732215601121).