ISSN 2409-7616

Костикова А.В., Иванов А.В.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ-ДЕВИАНТАМ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Арина Владимировна Костикова — магистрант 2 курса Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), E-mail: aivanov7@rambler.ru

Александр Владимирович Иванов — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873, E-mail: aivanov7@rambler.ru

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы профориентационный работы девиантных подростков, представлен обзор исследований в отечественной и зарубежной науке по данной проблеме, содержание коррекционно-развивающей программы помощи девиантным подростком в профессиональном самоопределении, ее основные блоки, формы и методы работы. В результате апробации программы помощи девиантным подросткам в профессиональном самоопределении, удалось обеспечить развитие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; увеличить степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности; повысить уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.), полезных интересов. А также обеспечить развитие коллективистских проявлений, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни; оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников; анализировать свои поступки; формировать внимательное, чуткое отношение к окружающим; сформировать способность к сопереживанию, эмпатии; развить волевые качества, принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении; осваивать этикетные нормы поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

Ключевые слова: подростки-девианты, профессиональное самоопределение, профориентационные игры, тренинговые занятия.

 

Литература:

  1. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. 2017. — С. 68-75.
  2. Варламова Е. Ю. Организация самостоятельной деятельности бакалавров педагогического образования в процессе иноязычной профессиональной подготовки // Ученые записки РГСУ. – 2015. – Том 14. – № 5 (132). – С. 115–122.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения. — М., Воронеж, 2008. — 480 с.
  4. Зотов П.А., Береза Н.А. Методы составления психолого-педагогической характеристики личностных особенностей детей С ДЦП // Моделирование информационных потоков, связанных с ноосферогенезом, глобализацией, индустриальным развитием, и их влияние на здоровье населения: матер. II Международной научно-практической конф. / под ред. Н.И. Никитиной. 2017. — С. 96-102.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. — М., 2003.
  6. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3(3). — С. 15.
  7. Иванов А.В., Челышева Ю.В. Социально-педагогическая работа с девиантными детьми и подростками: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 257 с.
  8. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. – — № 1(14).
  9. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4(8). — С. 5.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Изд-во: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  11. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.
  12. Попова Н.В. Молодежные лидеры об организации работы с молодежью на промышленных предприятиях // ЦИТИСЭ. – — № 1(14).
  13. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  14. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Психологические особенности формирования профессионального выбора в средней школе // Системная психология и социология. 2016. — № 2 (18). — С. 32-47.
  15. Старостенко Н.В. Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1027-1029.
  16. Bryant C. (Editor-in-Chief). Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior. 1. Historical, Conceptual, and Theoretical Issues. Brunner-Routledge, 2001. P. 88-92.
  17. Goode E. Deviant Behavior. Second Edition. New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. P. 17.
  18. Palmer S., Humphery J. Deviant Behavior: Patterns, Source and Control. NY-L, 1990. P. 3.