ISSN 2409-7616

Кирилюк О.М., Трофимова Е.Л.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Ольга Михайловна Кирилюк — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Омского государственного университета путей сообщения (Россия, Омск), РИНЦ SPIN-код: 8187-5945 / ORCID: 0000-0001-7892-6987, E-mail: olgaomgau@yandex.ru

Елена Леонидовна Трофимова — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Омского государственного университета путей сообщения (Россия, Омск)
РИНЦ SPIN-код: 6542-0993 / ORCID: 0000-0002-3627-9088, E-mail: lena-omsk@yandex.ru

Аннотация. В работе представлено исследование некоторых особенностей управления ассортиментом товаров на предприятиях розничной торговли. Отражена особенность быстрых темпов отраслевого развития в России и за рубежом, и уточнены факторы, позволяющие прогнозировать дальнейший рост и развитие ритейла. Особое внимание уделено доступности ресурсов для организации торгового бизнеса и их быстрой оборачиваемости. Сформулированы предпосылки высокого уровня конкуренции в сфере розничной торговли, и высказано предположение о ее дальнейшем росте. В этой связи рассмотрены основные направления управления торговым предприятием, и выделено управление ассортиментом товаров как наиболее значимое. Приведены результаты исследования покупателей о степени удовлетворенности ассортиментом в магазинах корпоративных торговых сетей (в ритейле), а так же об их действии в случае не удовлетворенности покупательского выбора. Исследование показало, что профессионально грамотное управление ассортиментом способно существенно повысить конкурентоспособность торгового предприятия, а наиболее проблемной зоной управления ассортиментом является обратная связь с покупателем и выявление не удовлетворенного спроса. В связи с этим был предложен инновационный способ управления ассортиментом на основе установления обратной связи с покупателем посредством установки дисплеев, на которых будет представлен не только от ассортимент товаров, который уже есть в магазине, но и тот, который может быть представлен. При этом у данного дисплея может быть подключена опция навигации в торговом зале, если нужный товар покупатель не обнаружил. Полученная от покупателя информация, обработанная в автоматическом режиме станет основанием для корректировки ассортимента или номенклатуры товаров в целом.
Ключевые слова: розничная торговля, управление ассортиментом, инновация, исследование покупательского выбора, управление торговым предприятием, категорийный менеджмент.

 

Литература:

  1.  Федеральный закон N 381-ФЗ: Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2018 года).
  2. Захарченко Е. В. Ассортиментная политика на сервисных предприятиях // Торгово-экономический журнал. – 2017. – Том 4. – № 2. – С. 73-80. – doi: 10.18334/tezh.4.2.38306.
  3. Федюнин Д. В. Методология и методы управления инновациями в розничной торговле / Монография / Под общей редакцией С. А. Лочана / М. Издательство: Компания КноРус, 2013, 209 с.
  4. Алиев О. М. Проблемы успеха стратегических изменений в развитии компании // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-2. – С. 170-175; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42318 (дата обращения: 23.05.2019).
  5. Депутатова Е. Ю. Вопросы изучения покупательского поведения в контексте инноваций в ритейле // Торгово-экономический журнал. – 2017. – Том 4. – № 3. – С. 141-150. – doi: 10.18334/tezh.4.3.38447.
  6. Клименко Т. И. Тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 647-660. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39671.
  7. Филин Н. Н., Булатова Р. М., Мурадова С. Ш. Инновационная деятельность предприятия: активность, эффективность, потенциал // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 12-1. – С. 179-183; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42373(дата обращения: 23.05.2019).
  8. Николаева М.А., Дурова А.Н. Торговая политика организаций в сфере обращения // Торгово-экономический журнал. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 49-64. – doi: 10.18334/tezh.4.1.37542.
  9. Пискунов А. И. Техническое перевооружение как основа инновационного развития промышленных предприятий России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 137-150. – doi: 10.18334/vinec.9.1.40079.
  10. Ахметов Т. Р. Теория эволюции информации в инновационной экономике // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-2. – С. 176-182; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42319(дата обращения: 23.05.2019).
  11. Коротова М. С. Инновационный подход к управлению товарным ассортиментом / Современные научные исследования и разработки / Издательство: Научный центр «Олимп» (Астрахань), Том 2, Номер 5 (22), 2018.
  12. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Методические проблемы развития постиндустриальной сферы сервиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2017. – Том 7. – № 3. – С. 171-184. – doi: 10.18334/epp.7.3.38325.
  13. Туваев А.В. К постановке исследовательской задачи по определению понятия инновация и измерению ее эффективности // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 2. – С. 214-218; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41384(дата обращения: 23.05.2019).
  14. Смирнов Е.Н. Эволюция инновационного развития и предпосылки цифровизации и цифровых трансформаций мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 553-564. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39696.
  15. Прохоренков П.А., Гусарова О.М., Аверьянова Т.В. Современные информационные технологии маркетинга // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 12-1. – С. 158-162; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42369(дата обращения: 23.05.2019).