Электронный научный журнал

Савчик Е.Н., Савчик А.Н.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

Елена Николаевна Савчик — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления качеством, стандартизации и документационного обеспечения управления, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, Красноярск), РИНЦ SPIN-код: 7848-3733, E-mail: savchik_elena@mail.ru

Андрей Николаевич Савчик — магистрант кафедры управления качеством, стандартизации и документационного обеспечения управления, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, Красноярск), E-mail: savchik_elena@mail.ru

Аннотация. Современное развитие торговой отрасли характеризуется наличием высокой конкуренции, а также высокими потребительскими требованиями к качеству поставляемого товара и процессу оказания услуг в целом, что приводит к необходимости поиска компаниями новых механизмов своего развития в области менеджмента качества. В связи с чем, целью данного исследования является определение подходов по внедрению системы менеджмента качества в торговую компанию. В статье обосновывается важность внедрения в деятельность компании системы менеджмента качества, направленной на обеспечение постоянного улучшения качества услуг и как следствие повышение удовлетворенности потребителей, а также других заинтересованных сторон, что позволит повысить эффективность деятельности и занять на рынке устойчивую позицию. Рассмотрены статистические данные в области внедрения систем менеджмента качества в мировом и отраслевом разрезах, а также причины спада в области сертификации данных систем. Проведен анализ соответствия деятельности торговой компании требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и определены несоответствия. С целью устранения, которых, нами предложена общая схема и даны рекомендации по разработке и внедрению системы менеджмента качества, в том числе при проведении внутреннего аудита. Реализация данных предложений позволит компании улучшить систему управления и сделать ее более «прозрачной» для руководства и для других заинтересованных сторон (при необходимости).

Ключевые слова: система менеджмента качества, внутренний аудит, торговая компания, процесс, эффективность, стандарты ИСО.

 

Литература:

  1. International Organization for Standardization [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.iso.org/the-iso-survey.html
  2. ISO 19011:2018 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (перевод и научно – техническое редактирование осуществлен В.А.Качаловым) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iso-management.com/wp-content/uploads/2018/12/ISO-19011-2018-perevod-ot-29-08-2018.pdf
  3. Белобрагин В.Я. Пробуксовка. Анализ отчета The ISO SURVEY – 2017/ В.Я. Белобрагин // Стандарты и качество. – 2018. – № 12 (978). – С. 74-79.
  4. Владимирцев А.В. Внедрение и сертификация систем менеджмента организаций / А.В. Владимирцев, О.А. Марцынковский, Ю.Ф. Шеханов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bpk.by/vnedrenie-i-sertifikatsiya-sistem-menedzhmenta-organizatsii
  5. ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) Системы менеджмента качества. Требования. – Введен впервые 01.2013. – М: Стандартинформ, 2012. – 36 с.
  6. ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015. – Введен впервые 31.07.2018. – М: Стандартинформ, 2018. – 86 с.
  7. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 (ISO 190011:2011) Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. – Введен впервые 01.02.2013. – М: Стандартинформ, 2013. – 46 с.
  8. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введен впервые 11.2015. – М: Стандартинформ, 2015. – 53 с.
  9. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. – Введен впервые 11.2015. – М: Стандартинформ, 2015. – 32 с.
  10. Дзедик В.А. Создание и аудит систем менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2015 / В. А. Дзедик, А. Езрахович. – Волгоград  ПринТерра-Дизайн, 2015. – 300 с.
  11. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eaeunion.org/
  12. Леонов О.А. Экономика качества, стандартизации и сертификации /О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Н. Ж. Шкаруба. – М.: Издательство «Инфра-М», 2016. – 215с.
  13. Нелина В.В. Совершенствование систем менеджмента на основе требований стандартов ISO версии 2015 года / В.В. Нелина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ntk.kubstu.ru/file/1343
  14. Репин В.В. Бизнес-процесcы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 512 с.
  15. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. / В.В. Репин. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 240 с.
  16. Савчик Е.Н., Манакова И.А. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в системе менеджмента качества организации/Е.Н. Савчик, И.А. Манакова// Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 7 (72). – С. 734–738.
  17. Система менеджмента качества сегодня – это экономически выгодная система управления организацией, прежде всего для самого предприятия при работе в условиях конкурентной борьбы [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY11/smk-today.htm