ISSN 2409-7616

Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В., Платова Т.В.

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Юлия Александровна Давыдова — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код: 2967-8794, E-mail: ylkadav@mail.ru

 Екатерина Владимировна Каргаполова — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код: 3776-0757, E-mail: k474671@list.ru

Татьяна Викторовна Платова — кандидат исторических наук,доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Российского Университета кооперации (Россия, Мытищи), РИНЦ SPIN-код: 3058-4763, E-mail: tanya.vektor@mail.ru

Аннотация. Целью данного исследования является выявление факторов, способствующих эффективной работе по формированию антиэкстремистского сознания в образовательном пространстве вуза. Содержательную основу статьи составляет анализ образовательной и воспитательной работы вуза в этом направлении. Для этого используются результаты конкретного социологического исследования, целью которого было выявление степени эффективности мероприятий по формированию антиэкстремистского сознания в вузах. Авторы обращают внимание на существенные недостатки в профилактической работе высших учебных заведений, дают рекомендации по их исправлению. В статье рассматриваются нестандартные, креативные формы по профилактике экстремистских проявлений в вузах, сделан вывод о том, что в формировании антиэкстремистского сознания нужен комплексный подход, объединяющий усилия государственных органов, общественных организаций и учреждений образования.

Ключевые слова: антиэкстремистское сознание, направления профилактики экстремизма, воспитательная работа вуза, молодежная политика.

 

Литература:

  1. Афанасьева Р.М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде. //Власть. – 2007. – № 5. – С. 51-56.
  2. Баранов А.С. Образ террориста в русской культуре конца XIX – начала ХХ века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) // Общественные науки и современность. – 1998. – № 2. – С. 181-191
  3. Большова Н.Н. Молодежная политика в ЕС: роль образования в противодействии проявления экстремизма (пример Германии). // Фундаментальные исследования. [Электронный ресурс]. – 2015. – № 13. – режим доступа: URL: http://mgimo.ru/files2/z11_2014/ (дата обращения: 04.06.2019).
  4. Вафин Р.Р., Злоченко Я.М. Проблемы современного молодежного экстремизма и основные направления противодействия. // В сборнике: Право и личность: история, теория и практика. // Материалы международной научно-практической конференции, проведенной в рамках IX Международного форума «Юридическая неделя на Урале». Под общей редакцией В.Н. Ильченко. 2017. С. 24-29.
  5. Ким А.С. Предупреждение этнического экстремизма как фактор формирования патриотического сознания студенческой молодежи. //Культура и наука Дальнего Востока. – 2016. – № 1 (19). – С. 4-11.
  6. Кошкин А.П., Жидких В.А., Денисенкова Н.Н. Восприятие терроризма в среде современной молодежи в России и за рубежом. В сб.: Актуальные тенденции развития социально-политических процессов в России. 2017. С.81-84.
  7. Кулягин И.В. Создание воспитательной антиэкстремистской антитеррористической среды в современном вузе. //Вестник Национального антитеррористического комитета. – 2016. — №1 (14). – С.8-19.
  8. Кулягин И.В. Формирование эффективной системы противодействия идеологии терроризма в молодежной среде. //Материалы международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 г. «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе.»/под ред. В.Е. Богданова. 2016. С.58-62.
  9. Луценко Л.М., Луценко Ю.В. Проникновение идеологии экстремизма и терроризма в молодежную среду и меры адекватного противодействия. //Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2016. – Т. 20. – № 2. – С. 241-242.
  10. Медведева Н.И. Социально-психологические условия противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде. //Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т. 64. – № 3. – С. 262-264.
  11. Озганбаев О.О. Патриотическое воспитание молодежи и профилактика экстремизма. //Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2014. – № 2. – С. 46-51.
  12. Попов О.В., Попова О.О. Причины и особенности экстремизма в молодежной среде. Меры противодействия молодежному экстремизму.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – – №4 (44). –  С.110-117.
  13. Политика и практика противодействия экстремизму/Кошкин А.П., Горин Д.Г., Евсеев В.О., Бучкова А.И., Глазунов О.Н., Давыдова Ю.А., и др.;под общ. ред. А.П. Кошкина: Монография — М.: ООО «Белый Ветер». 2017.
  14. Шевчик А.П. Место и роль вуза в формировании антиэкстремистского сознания. //Материалы международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 г. «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе.» /под ред. В.Е. Богданова. 2016. С. 27-30.
  15. Юнусов А.М. Формирование антиэкстремистской и антитеррористической идеологии как важнейшая задача вузов. //Материалы международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 г. «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе.»/под ред. В.Е. Богданова. 2016. С.39-43