ISSN 2409-7616

Капто А.С.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЫ И РАСОВЫХ ПРЕДРАССУДКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО

Александр Семенович Капто — доктор философских наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при Институте социально-политических исследований Российской академии наук (Россия, Москва), AuthorID: 497722, E-mail: 19mip90@mail.ru

Аннотация. Исследуется правовая и просветительская деятельность ЮНЕСКО по проблемам рас и расовых предрассудков. Характеризуются «программы действий и конкретных стратегий» по реализации разработанных рекомендаций в этой области, о международном воспитании в духе взаимопонимания, сотрудничества, уважения прав человека. Исторический опыт в этом деле рассматривается в контексте современной проблематики этно-национальных процессов. Автор считает, что, несмотря на большие усилия, прилагаемые международным сообществом, всеми его структурами и институтами по борьбе с расизмом и производимыми от него другими негативными явлениями, названные проблемы являются острейшими для повестки XXI века, требующие целенаправленных системных действий. Использование имеющего положительного опыта в этом деле, должно сочетаться с более эффективными усилиями по интеграции интеллектуальных, правовых, гуманитарных усилий всех государств мирового сообщества, негосударственных органов и объединений, соответствующих международных организаций, включая добрую волю всех граждан планеты Земля.

Ключевые слова: расизм, дискриминация, расовые предрассудки, ксенофобия, расовая сегрегация, апартеид, толерантность, права человека, гуманизм.

 

Литература:

  1. Варламова Е.Ю., Марина А.Н. Социокультурное развитие личности в процессе её подготовки к межкультурной коммуникации // ЦИТИСЭ, 2019. — № 1 (18.).
  2. Гундарь О.Н., Косов Г.В., Медведев Н.П. и др. Толерантность как основа социальной безопасности. — М.; Ставрополь, 2002.
  3. Декларация принципов терпимости: Двадцать восьмая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября – 16 ноября 1995). — Париж, 1995.
  4. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. — № 5. -С. 78-83.
  5. Егорычев А.М. Философско-методологические основания в формировании полиэтнической культуры граждан многонационального государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. — № 13 (342). — С. 148-157.
  6. Егорычев А.М, Ракишева Г.М., Кретинин А.С. Транскультурная компетентность будущих педагогов как основа формирования нового человека и общества // ЦИТИСЭ, 2018. — № 3 (16).
  7. Иванов А.В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. 2014. — № 2. — С. 103-111.
  8. Капто А.С. Энциклопедия мира в 2-х томах. Изд. 4-е. т.т. 1-2. — М., 2013.
  9. Мардахаев Л.В. Педагогика среды. Новосибирск, 2009.
  10. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  11. Международные правовые акты ЮНЕСКО. — М., 1993.
  12. Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности, проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург. 2002.
  13. Толерантность против ксенофобии / В.И. Мукомель, Э.А. Паин. — М., 2005.
  14. Федосеева И.А., Добродомов Р.Н. Ценностные ориентации в историко-педагогической ретроспективе // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии РФ: сб. научных статей VIII Межвузовской научно-практической конф. с международным участием. – Новосибирск, 2017. С. — 267-273.
  15. Федосеева И.А. Социальное воспитание в историко-педагогической ретроспективе: гендерный аспект // Вестник экономической интеграции. 2012. — № 9 (53). — С. 160-165.
  16. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. 2010. — № 6 (18). — С. 126-129.