ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А., Гармаш С.В., Кононова О.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ

Лариса Владимировна Быкасова — доктор педагогических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета (Россия, Ростов-на-Дону), SPIN code: 2544-6452 /ORCID: 0000-0003-4866-1222, E-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru

 Владимир Васильевич Подберезный — кандидат педагогических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета (Россия, Ростов-на-Дону), SPIN-code: 3736-0735 / ORCID: 0000-0002-1590-1931, E-mail: podberes@mail.ru

Валентина Анатольевна Панова — кандидат педагогических наук, доцент Ростовского государственного экономического университета (Россия, Ростов-на-Дону), SPIN-code: 7814-6497 / ORCID: 0000-0003-0880-8090, E-mail: panval2008@gmail.com

Светлана Васильевна Гармаш — кандидат филологических наук, Ростовского государственного экономического университета (Россия, Ростов-на-Дону), SPIN-code: 1296-8759, E-mail: garmaschs@mail.ru

Оксана Александровна Кононова — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Ростовского государственного экономического университета (Россия, Ростов-на-Дону), SPIN-code: 1390-1203, E-mail: oksana311007@mail.ru

Аннотация. С позиции синергетического подхода в статье предпринята попытка рефлексии современных подходов обучения как важнейших принципов генезиса и эволюции объективного знания в отечественной педагогике. Исследование авторов выстраивается с учетом релевантности философских теорий, обосновывающих значение имеющихся подходов в обучении субъекта для гармоничного развития личности, формирования  социальной зрелости, овладения разносторонними знаниями в процессе образования человека, воспитания личности. В статье исследуются дидактические трудности процесса обучения, с которыми сталкиваются обучающие и обучаемые; выявляются причинно-следственные связи педагогических и психологических аспектов процесса обучения; анализируются современные аутопоэтические системы и соответствующие им модели обучения, имеющие своей целью удовлетворение стремления субъекта учиться в сложных ситуациях для получения оптимального результата от мыслительной деятельности.

Ключевые слова: авторитарная модель учителя,  релевантные факторы обучения, селекция задач, практика сотрудничества, дизайн процесса обучения.

 

Литература:

  1. Андреева К. В., Быкасова Л. В. Средоориентированное обучение в современном вузе // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. – С. 329.
  2. Антипова А. Н., Квашнина С. И., Новикова С. О. Оценка показателей качества тестовых материалов с целью повышения эффективности контроля знаний // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4. – С. 57-59. [Электронный ресурс.] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=992 (дата обращения: 01.01.2016).
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития высшего образования в России // Мир образования [Электронный ресурс], 2016. – № 5. – URL: http://mir-nauki.com/PDF / 07PDMN516.документ pdf (дата обращения: 08.05.2019).
  6. Быкасова Л.В. Анализ моделей креативности в аспекте инвестиционной теории // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 17. С. 3-7.
  7. Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 1-1. С. 121-125.
  8. Вейль Г. Математическое мышление. – М.: Наука, 1989. – 400 с.
  9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – Изд. второе, ДОП., испр. и перераб. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 384 с.
  11. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. — М., 2007. – 352 с.
  12. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда начальной школы. – М.: Академия, 2013. – 152 с.
  13. Корнетов Г. Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе. Учебник. М.-Тверь: Научная книга, 2009. –  184 c.
  14. Кузнецов Н. Г., Вовченко Н. Г., Самойлов А. Н., Быкасова Л. В. Рефлексия модуляций в медиа // Медиаобразование, 2018. – № 1. – C. 39-45.
  15. Розин В. М. Образование в обновляющемся мире // Alma mater. 2006. № 6. С. 24–33.
  16. Сериков В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука, 2015. – № 7 (126). – С. 4-23.
  17. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
  18. Хуторской А. В. методология и дидактика образовательных компетенций. Методология педагогики в контексте современного научного знания. – М., 2016. – С. 74-79.
  19. Цырульников А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования // Образовательная сеть. Теоретические и прикладные исследования, 2010. № 1. – C. 60.
  20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 560 с.