Электронный научный журнал

Быков А.К.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Анатолий Карпович Быков — доктор педагогических наук, профессор, заместитель проректора по дополнительному профессиональному образованию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Россия,  Москва), SPIN-код: 1838-6360; E-mail: akbikov@mail.ru

Аннотация. В статье под технологией развития педагогического мастерства понимается научно организованная процедура овладения преподавателем вуза специальными, психолого-педагогическими знаниями и педагогической техникой, при которой проектируется и реализуется комплекс взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами их развития, контролем, оценкой и коррекцией данного процесса. С позиций психолого-педагогических механизмов развития педагогического мастерства путь от знания о конкретном педагогическом приеме до сложных (обобщенных) навыков и умений, профессиональных компетенций состоит из двух этапов. На первом этапе преподаватель осваивает конкретные знания, трансформирует их в своем сознании в приемы педагогической техники и путем регулярных упражнений, тренировок формирует простые навыки и умения пользоваться этими приемами. На втором этапе преподаватель работает над формированием и совершенствованием сложных педагогических навыков и умений, при этом в центр работы преподавателя выдвигается не прием, а совокупность приемов в контексте анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Педагогическая многоуровневость технологии развития педагогического мастерства требует в целом комплексной организации всей специальной и профессионально-педагогической подготовки преподавателей, которая бы обеспечивала сопряженность в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений преподавателя. Технология развития индивидуального педагогического мастерства преподавателей реализуется в двух организационных формах: путем коллективного обучения слагаемым (основам) педагогического мастерства и путем педагогического саморазвития.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, качество педагогической деятельности, педагогическое умение, педагогический навык, преподаватель, организация высшего образования, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного  профессионального образования».

 

Литература:

  1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник высшей школы. — 1987. — № 9. — С. 40-45.
  2. Бабанский В.К. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. — М: Педагогика, 1989.
  3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990.
  5. Барабанщиков А.В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. — М.:ВПА, 1975. — С. 10-25.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  7. Быков А.К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: монография. — М.: Изд-во ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013.
  8. Быков А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Автореф. дис…. д-ра пед. наук, 2000.
  9. Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении. — М.: Военный университет, 2000.
  10. Красноплахтова Л.И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015.
  11. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. — Гомель, 1976.
  12. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М: Просвещение: Владос,
  13. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Высш. школа, 1984.
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
  15. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)»
  16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.
  17. Ткачева С.А. Педагогическое мастерство: учебно-методическое пособие. – Каракол: Иссык-Кульский государственный университет им К. Тыныстанова,
  18. Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студента педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис…. канд. пед. наук. – М., 1989.
  19. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.: Высш. шк., 1986.