ISSN 2409-7616

Христолюбова Д.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОТДЕЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ

Дарья Юрьевна Христолюбова — кандидат педагогических наук, преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (академии) (Россия, Рязань), SPIN-код: 4340-3637, E-mail: colorlace@mail.ru

 Аннотация. Образовательная среда является непременным условием развития творческой личности. Одна из важных особенностей ее формирования в учреждениях непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства является региональное и художественно-технологическое соотношение с местом бытования того или иного вида народного искусства. В качестве исследовательской автором была определена задача оценить роль создаваемой образовательной среды в Мариинской и Скопинской школах кружевоплетения, которые функционировали в Санкт-Петербурге и Скопине в конце XIX – начале XX века. С целью выработки методики создания образовательной среды в учебных мастерских художественного кружевоплетения Рязанского филиала Высшей школы народных искусств, автор приходит к выводу, что в вузе формируется идейная среда с элементами догматической, благодаря чему студентами создаются авторские проекты, но в рамках сложившихся традиций искусства кружевоплетения Рязанской области. В статье выделены условия построения образовательной среды на отделении художественного кружевоплетения, определяющие формирование профессиональной компетентности будущих художников.

Ключевые слова: образовательная среда, высшее образование, профессиональное образование, традиционное прикладное искусство, художественное кружевоплетение, региональный компонент.

 

Литература:

  1. Абушенко Н.А. История основания Мариинской практической школы кружевниц / Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы Х научно-практической конференции, декабрь 2004. – СПб., 2005. – С. 11-15.
  2. Александрова Н.М. Методология дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: учебное пособие для аспирантов. – СПб.: ВШНИ, 2017. – 39 с.
  3. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дисс. канд. пед. наук. 13.00.08 – СПб., 2012. – 153 с.
  4. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. – СПб: 1881. – 57 с.
  5. Дмитриева М.Г. Создание эксклюзивной образовательной среды средствами искусства в общеобразовательной школе с целью повышения качества обучения и воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. – 2016. – № 1 (январь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16012.htm (дата обращения 27.03.2019).
  6. Краткий очерк деятельности, состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц. 1883–1913 гг. – СПб.: Тип. В.О. Киршбаума, 1913. – 44 с.
  7. Максимович В.Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения // Педагогика искусства. Cетевой электронный научный журнал [Электронный ресурс]. – 2012. – №2 – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_12_june.pdf (дата обращения 27.03.2019).
  8. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления – М.: «Флинта», 2000. – 197 с.
  9. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343 с.
  10. Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. – М., 2005.
  11. Половцева Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под попечительством Е. Н. Половцевой // Труды 3го Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге в 1913 г. Вып. 2. Отд.1. – СПб., 1913.
  12. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона: дисс. канд. пед. наук. 13.00.08  – СПб., 2017. – 221 с.
  13. Христолюбова Д.Ю. Технология художественного кружевоплетения Рязанской области: учебное пособие. – СПб.: ВШНИ, 2016. – 80 с.
  14. Чистов П.Д., Кузьменко Е.Л., Павельева И.Н. Построение образовательной среды художественной мастерской [Электронный ресурс] // Общероссийский научно-педагогический журнал Наука и школа. №4, 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/postroenie-obrazovatelnoy-sredy-hudozhestvennoy-masterskoy (дата обращения 27.03.2019).
  15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.