ISSN 2409-7616

Дудин Н.М., Омарова З.К.

ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ И ТОРГОВОМ СЕКТОРЕ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД

Михаил Николаевич Дудин — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института проблем рынка РАН; SPIN-код 8139-4337 / ORCID0000-0001-6317-2916 (Россия, Москва), E-mail: dudinmn@mail.ru

Зарема Курбановна Омарова — доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, SPIN-код 3221-1290 / ORCID0000-0003-4335-6982 (Россия, Москва), E-mail: omarova@ipr-ras.ru

Аннотация. В статье уточнены сущность цифрового предпринимательства, которое развивается с экспоненциальной скоростью, в корне меняя суть бизнеса, выявлено его влияние на условия хозяйствования и управления предприятиями. В статье определены характерные черты предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики, проведен анализ динамики электронной торговли по всему миру в течение 2015 – 2017 гг. На основе исследования предложены основные направления развития цифрового предпринимательств в сфере торговли и секторе услуг. Цели статьи. Целями данной статьи является анализ уровня цифровой трансформации торговли и сферы услуг в России и за рубежом; исследование и обоснование направлений цифровой трансформации отечественного сектора розничной торговли и сектора услуг на основе анализа перспективных цифровых технологий. Объект исследования — цифровое предпринимательство. Предмет исследования — сущность и выгоды развития цифрового предпринимательства в сфере торговли и секторе услуг.  Методологической базой исследования выступили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В статье определено, что цифровое предпринимательство может помочь предприятиям, в частности малым и средним, преодолеть препятствия для их расширения; кроме этого, это возможность для малых предприятий участвовать в различной бизнес активности при условии равных возможностей сотрудничества и инноваций.

Ключевые слова: цифровое предпринимательство, цифровая торговля, электронная коммерция, цифровая экономика, торговля и сфера услуг, цифровая экономика, предпринимательство.

 

Литература:

  1. Колодняя Г.В. Цифровая экономика и предпринимательство: возможности развития//В сборнике: Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы. Материалы V Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. – 2017. – С. 355-358
  2. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И., Никулина Е.Ю. Обеспечение конкурентных преимуществ промышленных предприятий и предпринимательство в условиях цифровой экономики//Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 253-261.
  3. Беленький А. Конвергенция ИТ-, телеком- и медиатехнологий на фоне дивергенции Компьютер Пресс. 2011. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=22247.(дата обращения 03.03.2019)
  4. Adobe Systems (2018). Analytics. URL: https://www.adobe.com/experience-cloud/topics/analytics.html?promoid=4JW79HWC&mv=other (date accessed 03.03. 2019)
  5. Elia, V., Gnoni, M. G., Tornese, F. (2017), Measuring circular economy strategies through index methods: A critical analysis. Journal of Cleaner Production, 142, pp. 2741-2751.
  6. Fan, Y., Qiao, Q., Fang, L., (2017), Network analysis of industrial metabolism in industrial park: a case study of Huai’an economic and technological development area. Journal of Cleaner Production,142, pp. 1552-1561
  7. Gomez, A. M. M., Gonzalez, F. A., Barcena, M. M. (2018). Smart eco-industrial parks: A circular economy implementation based on industrial metabolism. Resources, Conservation and Recycling, 135, pp. 58-69
  8. International Data Corporation (2018). IDC Investment Research. URL: https://www.idc.com/promo/investment-research (date accessed 03.03. 2019)
  9. King, T., Aggarwal, N., Mariarosaria, T., Floridi, L. (2018), Artificial Intelligence Crime: An Interdisciplinary Analysis of Foreseeable Threats and Solutions (May 22, 2018), URL: https://ssrn.com/abstract=3183238 (date accessed 03.03. 2019)
  10. Martinez-Miranda, E., McBurney, P., Howard, M.J. (2016). «Learning Unfair Trading: a Market Manipulation Analysis from the Reinforcement Learning Perspective» in Proceedings of the 2016 IEEE Conference on Evolving and Adaptive Intelligent Systems, EAIS, 103, pp. 9.
  11. Mesenbourg T. L. Measuring the Digital Economy / US Bureau of the Census, Suitland, 2001. Retrieved from: https://www.census.gov/content/ dam/Census/library/workingpapers/2001/econ/umdigital.pdf. (date accessed 03.03. 2019)
  12. Stahel W. R. (2016), The circular economy, Nature News, 531, 7595, p. 435
  13. Statista. The Statistics Portal for Market Data, Market Research and Market Studies. URL: https://www.statista.com (date accessed 03.03. 2019)
  14. What is digital economy? Unicorns, transformation and the internet of things. Access mode:https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html / – Title from the screen
  15. Worldwide Retail and Ecommerce Sales: eMarketer’s Estimates for 2016–2021 (2018). Emarketer.com: URL: https://www.emarketer.com/Report/Worldwide-Retail-Ecommerce-SaleseMarketers-Estimates-20162021/20020 (дата обращения 04.03.2019)
  16. 2018 RIS/Gartner Retail Technology Study: Wake Up Call for Digital Transformation. Risnews.com: URL: https://risnews. com/2018-risgartner-retail-technology-study-wake-call-digital-transformation (дата обращения03.2019)