ISSN 2409-7616

Астанин Д.М.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГУМАНИЗАЦИЮ НАУЧНЫХ И ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИХ ТЕЧЕНИЙ

Дмитрий Михайлович Астанин — старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного университета (Россия, Череповец), SPIN-код: 5969-0840, E-mail: montenegro.astanin@mail.ru

Аннотация. Проводится исторический анализ становления экологических тенденций в науке, литературе и философских учениях в контексте теории многоуровневого развития природоохранных систем (религия, государство, наука, общество, международное право). Восточная научно-философская мысль средневековья и древнего мира имела преимущество перед западной благодаря преобладанию природной составляющей. Формирование термина «экология» относится к середине 19-го века. Связано оно было с завершением эпохи Великих географических открытий. Однако, экология в 19-м веке носила сугубо практический характер, направленный на сохранение природы с целью классификации резервов для будущего потребления. Гуманитарно-философское осмысление проблем экологии и агрессивно-потребительского общества следует возлагать на русскую и индийскую культуры в лице Л. Н. Толстого и М. Ганди, предложившим синтез русской, западной и восточной мысли в качестве средства профилактики экологических катастроф. Апробационной проблемой разработки универсального международного методологического аппарата является разобщенность научно-философской мысли: история человечества развивается по циклической модели – средневековый запад был плохо знаком с арабской наукой, так же и сегодня – запад плохо знаком с теорией ноосферы, которая в данный момент не завершена.

Ключевые слова: природоохранная система, экологическая этика, экологический гуманизм, экология, биоцентризм.

 

Литература:

  1. Вернадский В. И. Биосфера. Ленинград. Научн. хим.-техн. изд-во. 1926. 148 с.
  2. Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с.
  3. Crichton M. Timeline. New York: Alfred A. Knopf, 1999.
  4. Астанин Д.М. Четвертый уровень организации природоохранных систем: общественные экологические движения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4(70). № 1. С. 157-168.
  5. Астанин Д.М. Пятый уровень организации природоохранных систем: международное право. Эволюция институтов экологической глобальной политики. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (40). 2018. № 3. С. 47–56.
  6. Мюллер, М.Шесть систем индийской философии. — М., 1995. — 448 с.
  7. Матвиевская Г.П., Соколовская З. К. Улугбек. 1394-1449. Москва, 1997. Сер. Научно-государственного университета геосистем и технологий). 2013. №4 (24). с. 126-142.
  8. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., «Россиямолодая биографическая литература.
  9. Бобров Е. Г. Карл Линней. 1707-1778. Ленинград. Наука. 1970. 285 с.
  10. Flourens P., « Chefs-d’œuvre littéraires de Buffon » [archive], in Chefs-d’œuvre littéraires de Buffon, t. 2, 1864.
  11. Гумбольдт А. Картины природы / Пер. с нем. Т. И. Коншиной под ред.С. В. Обручева. — [4-е рус. изд.] — М.: Географгиз, 1959.
  12. Креймер М. А. Эрнст Геккель и экология. Вестник СГУГиТ «Сибирского»,1992. —365с.
  13. Рулье К. Ф.Избранные биологические произведения / под ред., с коммент. и послесл. Л. Ш. Давиташвили, С. Р. Микулинского. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 688 с.
  14. Бренькова А. С. Утопия ненасилия Л. Н. Толстого. 5-1 (31). 2013. с. 30-32.
  15. Доронин А. К. Мировоззрение М. К. Ганди как результат духовного противостояния Восток-Запад. Запад-Россия-Восток. Номер: 9. 2015. с. 38-44.
  16. Куракина О. Д. Русский космизм – мировоззрение русской цивилизации. Булгановские чтения. 2014. Т. 8. № 8. с. 6-12.
  17. Субетто А.И. Россия — Центр Устойчивости Мира. В сборнике: Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. Коллективная монография. Москва, 2017. 85 с.
  18. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. Москва. Наука. 1989.
  19. де Шарден Т. Феномен человека. М., 1973. М. «Прогресс».
  20. Naess A. Spinoza and ecology. Philosophia. March 1977, Volume 7, Issue 1, pp. 45–54.
  21. Sartre P. El existencialismo es un humanism. Edicion e introduccion de Arlette Elkaim Sartre, 1948.
  22. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Проблема человека в западной философии.М.,1988. 262 с.
  23. Berdyaev N., Spears A., Kanter V. The Fate of Man in the Modern World.Cross Currents. Wiley. Christianity and anti-semitism. Vol. 1, No. 1 (FALL 1950), pp. 43-54.
  24. Леопольд О. Календарь песчаного графства. — М., 1983. Пер. с англ./Под ред. и с предисл. А. Г. Банникова М. Мир 1983 г. 248 с.
  25. Rodman J. Theory and practice in the environmental movement: Notes toward an ecology of experience. The Search for Absolute Values in a Changing World. 1978.
  26. Land, value, community: Callicott and environmental philosophy / edited by Wayne Ouderkirk and Jim Hill. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 2002. 358 p.
  27. Attfield R. Biocentrism and Artificial Life. Environmental Values21 (1). 2012. pp. 83-94.