Электронный научный журнал

Старовойтова Л.И,, Аришина Э.С.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Лариса Ивановна  Старовойтова — доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы,  Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), SPIN-код: 3221-4813 / ORCID ID: 0000-0001-8660-4101, E-mail: starovojtova@list.ru

Элина Сергеевна Аришина — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (Россия, Уфа), SPIN-код: 4319-0747  / ORCID ID: 0000-0001-7995-3792, E-mail: arishina-elina@mail.ru

 Аннотация. Статья посвящена анализу профессиональной подготовки студентов современного ВУЗа, выявлению особенностей формирования готовности обучающихся к профессиональной деятельности. Процесс профессионального становления и последующего развития закладывается на студенческой скамье. Именно здесь формируются факторы, способствующие возникновению удовлетворенности профессией, профессиональной мотивации, динамики эффективности учебной деятельности, профессиональной направленности и профессиональной компетентности. Результат профессиональной подготовки студентов от первого до выпускающего курса социального университета связан с качеством учебной, научно-исследовательской, социально-воспитательной деятельности преподавателя. Суть особенностей процесса подготовки состоит в том, что в процессе обучения студентов в социальном университете необходимо не только раскрывать перед студентами значимость и перспективы будущей профессиональной деятельности, но и способствовать погружению студентов в ситуации решения профессиональных задач, сотворчеству и профессиональному развитию, совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций. Так же необходимо развивать качества, способствующие осознанному отношению к самому себе, выбранному профессиональному направлению, развивать психологическую культуру, умение работать в команде, психологическую готовность к труду в социальной сфере в любых условиях, способность творчески подходить к решению профессиональных задач, искать решения и достигать определенные результаты.

Ключевые слова: процесс профессиональной подготовки, профессиональное развитие, профессиональное становление, ценностные ориентации, творческая активность, профессиональное самоопределение студентов.

 

Литература:

  1. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — №61-4. — С. 11-14.
  2. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. 2017. — С. 68-75.
  3. Береза Н.А. К вопросу о стимулировании адаптации первокурсников в процессе профессионального воспитания в колледже // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы: матер. III Межвузовской научно-практической конф. / под ред. Н.И. Никитиной. 2016. — С. 45-48.
  4. Быков А.К. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования» // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  5. Дуранов М.Е. Профессиональная направленность студентов. – Магнитогорск: МГПИ, 1992. – 118 с.
  6. Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 314 с.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  8. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация: поиск социокультурных оснований в построении национальной системы образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. — № 4. — С. 29-36.
  9. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  10. Ивченков С.Г., Малинский И.Г. Типология жизненных позиций студентов в контексте риска и безопасности // ЦИТИСЭ. 2018. — № 1(14).
  11. Колесников В.Ю. Особенности развития компетентстного образования в высших учебных заведениях // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  12. Кононова Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе социальной работы: автореф. дис. … д-ра философских наук: 09.00.11. – Москва, 2005.
  13. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. 2008. -№ 8. — С. 52-59.
  14. Мардахаев Л.В Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. -№ 1(1). — С. 16.
  15. Сарычев А.С. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе // ЦИТИСЭ. 2017. -№ 3(12).
  16. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Социальная модель непрерывного профессионального социального образования. — М.: Изд-во РГСУ, 2009.- 144 с.
  17. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов социальной работы в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО) третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. — № 1. — С. 22-28.
  18. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86.
  19. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. 2015. — № 1.- С. 71-75.
  20. Федосеева И.А. Размышления о гендерной культуре учителя // ЦИТИСЭ: Электронный журнал. 2015. — № (1).