Электронный научный журнал

Варламова Е.Ю., Марина А.Н.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Елена Юрьевна Варламова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Россия, Чебоксары), РИНЦ SPIN-код: 9315-6562, E-mail: ev302@mail.ru

Анна Николаевна Марина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Брянский государственный технический университет (Россия, Брянск), E-mail: kafinyaz1@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем подготовки личности к межкультурной иноязычной коммуникации, в основе осуществления которой лежит сформированность межкультурной коммуникативной компетенции. Особенностью авторского подхода к исследуемой проблеме является выделение в структуре межкультурной коммуникативной компетенции значимого социокультурного компонента – соответствующей компетенции, основанной на национальной идентификации и проявлении этнической идентичности личности, что определяет социальное личностное поведение в социокультурных взаимодействиях с представителями иноязычной культуры и носителями иностранного языка. С учетом этого в содержании социокультурной компетенции выявлены те составляющие, которые характеризуют готовность личности к осуществлению межкультурной коммуникации с сохранением и проявлением собственной социокультурной позиции как носителя определенной этнокультуры. Такой подход обусловливает комплексную направленность образовательного процесса в вузе на развитие не только языковой и коммуникативной компетенций личности, но и социокультурной составляющей. Материалы проведенного опроса студентов продемонстрировали потенциал процесса иноязычной профессиональной подготовки для социокультурного личностного развития обучающихся, а также позволили установить взаимосвязь между изучением иностранных языков, познанием иноязычной культуры студентом и проявлениями им качеств, характеризующих национальную идентичность представителей своего этноса и народа, язык которого студент осваивает. Сформулированные выводы могут быть применимы в перспективном изучении вопросов, затрагиваемых в статье: развития компонентов социокультурной компетенции, значимых в условиях реформирования образования и общества; обоснования особенностей проявления этнической идентичности студентов в процессе изучения иностранных языков; разработки технологий развития социокультурной компетенции, рассматриваемой в качестве компонента общей профессиональной компетентности выпускников вуза.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, иноязычная профессиональная подготовка, иноязычная культура, этническая идентичность, личность.

 

Литература:

  1. Бим-Бад И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 1. – С. 19–26.
  2. Егорычев А.М., Ткаченко А.В. Русская культура: традиционные смыслы и ценности, лежащие в основе развития современной России // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 4(13). – С.12.
  3. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2009. — № 4. — С. 78-89.
  4. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3 (3). — С. 15.
  5. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2015. № 4. С. 17.
  6. Ларина Т.В. Основы межкультурной коммуникации. – М.: Академия, 2017. – 192 c.
  7. Ларина Т.В., Озюменко В.И. Этническая идентичность и ее проявление в языке и коммуникации // Cuadernos de Rusística Española. – – № 12. – С. 57–68. – URL: http://revistaseug.ugr.es/index.php/cre/issue/view/358/showToc
  8. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Гнозис, 2007. – 368 c.
  9. Мардахаев Л.В. Методология социальной педагогики // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 4–14.
  10. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2017. № 2 (11). — С. 14.
  11. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  12. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11). — С. 15.
  13. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 30–36.
  14. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
  15. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2000. – 146 с.
  16. Тер-Минасова С.Г. Язык, лингвистика и жизнь. Взгляд из России. 3-е издание. – М.: Красанд, 2011. – 172 с.
  17. Baker W. Intercultural awareness: Modelling an understanding of cultures in intercultural communication through English as a lingua franca // Language and Intercultural Communication. – 2011. – No. 11(3). – Pp. 197–214. DOI: 10.1080/14708477.2011.577779
  18. Bennett M. Intercultural Communication : A Current Perspective / Basic concepts of intercultural communication: Selected readings. – 1998. – Pp. 1–20. – URL: http://www.mairstudents.info/6b.Bennett.pdf
  19. Cappellini M. Introducing language and intercultural communication // Language and Intercultural Communication. – 2015. – No. 15(1). – Pp. 184–186. DOI: 10.1080/14708477.2014.976493
  20. Casmir F.L. Building communication theories: A socio / cultural approach // Building Communication Theories: A Socio/Cultural Approach. – 1994. URL: http://ovidsp.ovid.com/ovidweb.cgi?T=JS&PAGE=reference&D=psyc3&NEWS=N&AN=1994-98179-000
  21. Cranmer R. Intercultural Communicative Competence – a Further Challenge // Russian Journal of Linguistics. – 2017. – No. 21(4). – Pp. 870–884. DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-4-870-884
  22. Crisp R.J. The Psychology of Social and Cultural Diversity / The Psychology of Social and Cultural Diversity. Wiley-Blackwell. – 2010. – DOI: 1002/9781444325447
  23. Dervin F. Introducing intercultural communication // Language and Intercultural Communication. – 2011. – DOI: 10.1080/14708477.2011.614551
  24. Fisher-Borne M., Cain J.M., Martin S.L. From Mastery to Accountability: Cultural Humility as an Alternative to Cultural Competence // Social Work Education. – 2015. – 34(2). – Pp. 165–181. DOI: 10.1080/02615479.2014.977244
  25. Morris A.B., Clark A., Potter H. The spiritual, moral, social and cultural development of pupils in Catholic schools in England // International Journal of Children’s Spirituality. – 2012. – DOI: 10.1080/1364436X.2012.710882
  26. Nieto C., Booth M.Z. Cultural Competence // Journal of Studies in International Education. – 2010. – No. 14(4). – Pp. 406–425.
  27. Safina M.S. Formation of Socio-cultural Competence in Foreign Language Teaching // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – No. 136. – Pp. 80–83. – DOI: 1016/j.sbspro.2014.05.292
  28. Spector R.E. Cultural Competence // Cultura de Los Cuidados. – – No. 20(44). – Pp. 9–14. – DOI: 10.14198/cuid.2016.44.01
  29. Zotzmann K. Language and Intercultural Communication // Intercultural Communication. – 2011. – No. 13(2). – Pp. 252–255. – DOI: 10.1080/14708477.2010.549567