Электронный научный журнал

Сарычев А.С.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ

Александр Сергеевич Сарычев — доктор медицинских наук, профессор, профессор  кафедры гигиены и медицинской экологии,  Северный государственный медицинский университет, (Россия, Архангельск), SPIN-код: 5539-1073, E-mail: k69069@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности. Медицинская наука достигла значительного развития, что привело к разработке и созданию высококачественных современных слуховых аппаратов, как отечественного, так  и зарубежного производства. Несомненно, что это оказало существенное влияние на успехи в обучении устной речи детей с нарушением слуха – слабослышащих и глухих. За последние десятилетия в отечественной медицине получило широкое распространение новое направление реабилитации пациентов с тяжелыми формами глухоты и тугоухости –кохлеарная имплантация. Глухие имплантированные дети являются особой группой лиц с нарушенным слухом, нуждающихся в комплексной психолого-педагогической и медицинской помощи. Перед образовательными учреждениями и учреждениями системы здравоохранения поставлена задача, заключающаяся, главным образом, в раннем диагностировании патологий слуха, а также в своевременном начале коррекционных мероприятий по их устранению. Автор считает, что организация обучения детей с кохлеарными имплантами должна строится, исходя из двух правил: во-первых, необходимо обеспечить нахождение ребенка в нормальной речевой среде, во-вторых, должна оказываться систематическая квалифицированная коррекционная помощь. Кохлеарные импланты последнего поколения обеспечивают глухому или слабослышащему ребенку возможность воспринимать все звуки речи и даже тихую речь, что позволяет осваивать речь ее естественным способом – с помощью слухового анализатора.

Ключевые слова: слухоречевая реабилитация, дети с нарушениями слуха, социальная адаптация.

 

Литература:

  1. Головчиц JI.A. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  2. Дайхес Н.А., Мухамедов И.Т Хирургическая реабилитация слуха при выраженной форме тугоухости и глухоте // Актуальные вопросы патологии уха и верхних дыхательных путей: тез. Всерос. юбилейн. конф. — СПб., 2007. — С. 31. т
  3. Денисова О.А. Учет особенностей произношения глухих детей дошкольного возраста с целью реализации дифференцированного подхода к формированию устной речи // Российская оториноларингология. 2006. — № 4 (23). — С. 88-94.
  4. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М.: Полиграф сервис, 2001. — 160 с.
  5. Дмитриева И.В. Становление речи у детей первого года жизни с дефектами слуха // Дошкольная педагогика. 2001. — №2. — С. 12-18.
  6. Дорофеева И.И. и др. Из опыта экспериментальной работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 54-60.
  7. Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., Дайняк Л.Б. Нарушение слуха у детей: эпидемиологическое исследование // Вестник оториноларингологии, 2003. — № 6. — С. 7-10.
  8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 200 с.
  9. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). — СПб.: КАРО. 2008. — 752 с.
  10. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. 2002. — №4. — С. 28-40.
  11. Круглов А.В. Кохлеарная имплантация (проблемы, методы, перспективы) // Вестник оториноларингологии, 2003. — №6. — С. 29-31.
  12. Ланцов А.А., Петров С.М., Пудов В.И. Реабилитация и оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами // Вестник оториноларингологии, 2000. — № 3. — С. 6-12.
  13. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Изд-во «Коррекционная педагогика». 2005. — 118 с.
  14. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 63-70.
  15. Николаева Т.В Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Метод. пособие. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 112 с.
  16. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социальное здоровье как фактор успеваемости учащихся старших классов // Вестник Академии права и управления. 2016. -№ 4(45). — С. 135-140.
  17. Шимановская Я.В. Методы и формы социальной помощи семье и детям // Человеческий капитал. 2011. — № 4(28). — С. 100-103.